Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2011 г. по делу N 33-23434
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.,
судей Казаковой О.Н., Дедневой Л.В.,
при секретаре Митюшевой Н.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационному представлению Юго-Западного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 4 мая 2011 года, которым постановлено:
в иске Юго-Западного транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить охрану поста электрической централизации железнодорожной станции 1 класса Домодедово, отказать, установила:
Юго-Западный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском об обязании ОАО "РЖД" обеспечить охрану здания поста электрической централизации железнодорожной станции 1 класса Домодедово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением МЖД - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчиком в нарушение ст. 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 4 ФЗ "О транспортной безопасности", Распоряжения Правительства N 891-р от 27 июля 2009 года, не обеспечена охрана поста электрической централизации железнодорожной станции 1 класса Домодедово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением МЖД - филиала ОАО "РЖД". Данные нарушения были выявлены при обследовании указанной железнодорожной станции в ходе проведенной Юго-Западной транспортной прокуратурой совместно с Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области и отделом территориальной безопасности администрации городского округа Домодедово Московской области проверки исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности на данной железнодорожной станции. Выявленные в ходе указанной проверки нарушения были зафиксированы в Акте проверки от 10 февраля 2011 года. Также истец ссылался на то обстоятельство, что допущенные ответчиком нарушения могут привести к вмешательству посторонних лиц в работу поста электрической централизации, совершению террористического акта и, как следствие, к массовой гибели людей. В этой связи истец просил суд обязать ответчика обеспечить охрану здания поста электрической централизации железнодорожной станции 1 класса Домодедово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением МЖД - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями законодательства.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явилась, против удовлетворения требований истца возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит заместитель Юго-Западного транспортного прокурора в кассационном представлении.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Семенову И.В., представителей ответчика по доверенности Петернину О.Н. и Никитину Е.А., обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что Юго-Западной транспортной прокуратурой совместно с Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области и отделом территориальной безопасности администрации городского округа Домодедово Московской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности транспортной и пожарной безопасности на железнодорожной станции Домодедово, в ходе которой было установлено, что охрана поста электроцентрализации ФГП ВО ЖДТ России не производится.
Результаты указанной проверки были зафиксированы в Акте проверки антитеррористической защищенности и транспортной и пожарной безопасности железнодорожной станции Домодедово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением МЖД - филиала ОАО "РЖД".
Согласно Распоряжению Правительства РФ N 891-р от 27 июля 2009 года, утвердившему Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций подлежат охране подразделениями ведомственной охраны.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений ст.ст. 1, 421, 445 ГК РФ, ст.ст. 3, 5 ФЗ "О противодействии терроризму", ст.ст. 20, 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что противодействие терроризму не является уставной деятельностью ОАО "РЖД", а охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта осуществляется подразделениями вневедомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, то есть - ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Также суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что прокурор не указал, в силу какой нормы закона заключение договора на охрану поста электрической централизации является обязательным для ОАО "РЖД", и, более того, из положений указанных выше нормативно-правовых актов следует, что обязанность по охране поста электрической централизации, как наиболее важного объекта железнодорожного транспорта общего пользования, возложена на подразделения ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для понуждения ОАО "РЖД" к заключению договора с ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" на охрану поста электрической централизации.
Между тем, данные выводы были сделаны судом первой инстанции без учета требований закона и исследования всех юридически значимых по делу обстоятельств.
Так, в силу требований ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений ст. 148 ГПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле и других участников процесса.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, суд не разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора.
Так, согласно ст. 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 891-р от 27 июня 2009 года, к указанным объектам относятся посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса.
Согласно Положению о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства N 397 от 30 июля 2004 года, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Агентства, а также для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 174 от 6 апреля 2004 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет: Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями Федерального агентства железнодорожного транспорта являются функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта и федеральной адресной инвестиционной программы.
В силу ст. 8 ФЗ "О ведомственной охране", ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления), объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями, а также объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" осуществляет права собственника их имущества, и объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии".
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте.
Орган управления ведомственной охраны является федеральным государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях.
Защита охраняемых объектов и охрана грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях осуществляются ведомственной охраной в соответствии со статьей 8 ФЗ "О ведомственной охране" и статьей 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Планы охраны объектов, инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах, технологии охраны грузов, порядок приема и сдачи под охрану помещений (мест хранения материальных ценностей), наложения печатей и пломб на служебные помещения, сейфы, шкафы и другие хранилища разрабатываются и утверждаются руководителями охраняемых объектов по согласованию с руководителями территориальных подразделений ведомственной охраны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 403 от 31 марта 2010 года "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", в целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения и в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности", постановлено Правительству РФ завершить до 1 января 2014 года создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения.
Таким образом, из приведенных выше норм закона следует, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
При этом защита охраняемых объектов, которые находятся в собственности Российской Федерации и в распоряжении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется подразделениями ведомственной охраны, которым предоставлено такое право.
Охраняемые объекты иных форм собственности, находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, защищаются подразделениями ведомственной охраны на основании заключенных договоров.
Федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на создание ведомственной охраны, определяет перечень охраняемых объектов, который в установленном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.
В этой связи суду первой инстанции, с целью установления значимых по делу обстоятельств и с учетом положений действующего законодательства, надлежало обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а истцу - предложить уточнить заявленные требования.
Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора и нуждаются в проверке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 4 мая 2011 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, определить юридически значимые для дела обстоятельства, проверить доводы сторон, определить круг лиц, участвующих в деле, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и постановить по делу решение в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда от 4 мая 2011 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2011 г. по делу N 33-23434
Текст определения официально опубликован не был