Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 июля 2011 г. по делу N 33-23787
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе:
председательствующего Дегтеревой О.В. и
судей Раскатовой Н.Н., Лопаткиной А.С.,
при секретаре Нудненко П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. дело по кассационной жалобе Афанасьева М.И. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 16 марта 2011 г., которым постановлено:
Обязать Афанасьева М.И. освободить земельный участок, по адресу: (...), от установленного металлического бокса N (...) в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения Афанасьевым М.И. вступившего в законную силу решения суда Управа Обручевского района г. Москвы вправе совершить действия по освобождению земельного участка от бокса за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Взыскать с Афанасьева М.И. в доход города Москвы госпошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Установила:
Управа Обручевского района г. Москвы обратилась в суд с иском к Афанасьеву М.И. об обязании освободить от металлического бокса земельный участок по адресу: г. (...), а в случае неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда в установленный срок, предоставить истцу право исполнить решение суда самостоятельно, произвести демонтаж и вывезти металлический бокс с территории Обручевского района за счет ответчика с взысканием с него понесенных истцом расходов. В обоснование своих требований истец указывал, что между Московским земельным комитетом и ГСК "Деревлево" был заключен краткосрочный договор аренды от (...) года N (...) земельного участка, общей площадью (...) кв.м., по адресу: (...), для некоммерческого использования автостоянки боксового типа на 367 м/м. (...) года договор аренды у ГСК "Деревлево" прекращен с (...) года, однако в том числе владелец гаражного бокса Афанасьев М.И. продолжает незаконно занимать и использовать вышеуказанный земельный участок, размещая на нем строение без договора аренды земли и иной разрешительной документации, препятствуя осуществлению строительства по программе "Народный гараж".
Представитель истца Управы Обручевского района по доверенности Олейникова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Афанасьев М.И. в судебное заседание не явился, 18.01.2011 г. представил заявление об отложении дела в связи с тем, что он находится в загранкомандировке, приложил справку МИД о подтверждении периода командировки с (...) г. по (...) г., однако, поскольку ответчик был в курсе того, что в производстве суда находится гражданское дело, вправе был привлечь к участию в деле представителя, учитывая длительный период отсутствия в РФ. Суд извещал ответчика по месту регистрации, предпринимались попытки об извещении по месту работы.
Учитывая, что ответчик знал о нахождении дела в суде, а также, что дальнейшее отложение судебного разбирательства приведет к нарушению прав истца, 3-го лица, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии ответчика Афанасьева М.И.
Представитель третьего лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Возражения на исковые требования не представил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица ГУП "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Возражения на исковые требования не представил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Афанасьев М.И.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Афанасьева М.И. - адвоката Ушакова Ю.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением требований закона и подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд исходил из того, что Управа района вправе была предъявлять исковые требования к ответчику о демонтаже гаражного бокса, поскольку в силу статьи 29 Земельного кодекса РФ, правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности субъекта РФ - города Москвы, наделяются органы исполнительной власти города Москвы согласно действующему законодательству города.
Аналогичные положения содержаться в ст. 20 Устава города Москвы (далее Устав), согласно которой в собственности города Москвы, помимо прочего, находится земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
Правомочия собственника от имени города Москвы осуществляют органы государственной власти города в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Между тем, на момент подачи Управой Обручевского района г. Москвы искового заявления в суд - (...) г. к ответчику о демонтаже принадлежащего ему металлического бокса действовало Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", в котором Управа района не была указана в числе организаций, уполномоченных предъявлять иски в суд от своего имени или от имени Правительства Москвы.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", уполномоченные органы исполнительной власти и города Москвы уполномочены распоряжаться находящимися в их ведении земельными участками.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.05.2006 N 333-ПП, право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы предоставлено Департаменту земельных ресурсов города Москвы (об освобождении самовольно занимаемых земельных участков), префектурам административных округов города Москвы (о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией (префектурам) и окружными комиссиями).
Пунктами 2.2.9, 2.2.10 "Положения о Префектуре г. Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП также определено, что префектура в установленном порядке принимает необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы, доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе. В установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Пунктом 2.3.12 Положения об Управе Района г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, определено, что управа координирует работы по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, а также временных и иных сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
При таких обстоятельствах, суд неправомерно сделал вывод о том, что Управа Обручевского района г. Москвы не наделена была правом обращения в суд с иском к ответчику об освобождении земельного участка, занятого под установку металлического бокса на момент его подачи (...) г., так как на тот момент уже действовало постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальным органам исполнительной власти города Москвы", согласно которому таким правом обладала только Префектура округа, а также Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Таким образом, исковые требования были заявлены в суд лицом, не имеющим полномочий на предъявление данного иска в суд, так как с момента принятия вышеуказанного постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП Управа района стала осуществлять только координирующую деятельность, связанную с исполнением решения суда о демонтаже незаконно установленных объектов.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение
Судебная коллегия лишена возможности вынести новое решение по делу, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, проверить заслуживающие внимание доводы и возражения сторон и после надлежащей оценки представленных сторонами доказательств постановить решение в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, аб. 2 ч. 1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 16 марта 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.