Готовимся к замене ЕСН страховыми взносами
Прежде всего необходимо еще раз обратить внимание на то, что отмена единого социального налога (ЕСН) - это одно из мероприятий по реализации разработанной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009)). Переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы путем упразднения ЕСН и введения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по единому для всех работодателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности осуществляется в рамках развития пенсионной системы России в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров. Реализуя Концепцию 2020 года, Правительство РФ при подготовке Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрено Правительством РФ 25 мая 2009 года) предусмотрело следующее: "В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Таким образом, отмена ЕСН - не одномоментная мера, а составляющая концепции изменения системы социального обеспечения в нашем государстве.
Еще в 2002 году, когда в нашем государстве впервые появился единый социальный налог (Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ) вместо взносов на обязательное социальное страхование, противников такой меры было более чем достаточно. Связано это было прежде всего с различной правовой природой налоговых платежей и страховых взносов.
Страховые взносы - это не налоги. Общим признаком страховых взносов и налогов является только обязательность уплаты. Вместе с тем имеются принципиальные отличия. Целью уплаты налогов в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то время как страховые взносы обеспечивают наше право (или право застрахованных лиц) на получение соответствующего вида социального обеспечения (пенсии и т.д.). Один из основных признаков налога - его индивидуальная безвозмездность. А страховые взносы носят индивидуально-возмездный характер. Ведь они в конечном итоге возвращаются пенсионерам в виде трудовых пенсий, получателям пособий и т.д. В связи с этим возвращение к страховому принципу формирования доходов системы социального обеспечения представляется обоснованным.
Итак, с 1 января 2010 года вступает в действие Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Вместе с принятием Закона N 212-ФЗ в действующие законодательные акты внесены соответствующие поправки. Для комплексного понимания изменений, внесенных Законом N 212-ФЗ, последний рассматривается в тесной связи с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В связи с вступлением в силу вышеназванных Законов ЕСН заменят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).
При первом прочтении Закона N 212-ФЗ складывалось впечатление, что в новых основных правилах уплаты страховых взносов по сравнению с ныне действующими правилами уплаты ЕСН не предусматриваются какие-либо новации принципиального характера. Тем не менее предлагаем внимательно изучить новый Закон.
Прежде всего необходимо отметить: в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в систему страховых взносов помимо трех вышеперечисленных видов входят еще страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Однако действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой данных взносов. Категории плательщиков, размеры страхового тарифа, правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральными законами о соответствующих конкретных видах социального страхования (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 24.07.2009), ст. 17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2009), п. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
Законодательство, регулирующее отношения, связанные с уплатой страховых взносов
В настоящее время страховые взносы нужно платить по правилам, установленным законом о соответствующем виде страхования:
- в Пенсионный фонд РФ - Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009);
- в Фонд социального страхования РФ - Федеральными законами от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. от 14.07.2008), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в ред. от 24.07.2009);
- в фонды обязательного медицинского страхования - Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009).
Эти законодательные акты регулируют отношения в системе обязательного социального страхования, определяют правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также устанавливают основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Кроме того, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, контролем над их уплатой, обжалованием действий (бездействия) должностных лиц, привлечением к ответственности виновных лиц, регулируются и НК РФ.
С 1 января 2010 года правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над их уплатой и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Помимо вышеперечисленных законов существуют и иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере обязательного страхования. В их числе Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (см. ст. 2 Закона N 167-ФЗ). Например, данный Закон устанавливает права и обязанности плательщиков страховых взносов, связанные с представлением в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Второй год действует Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Данный закон регулирует правоотношения, связанные с добровольным участием в пенсионном страховании граждан путем уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Кроме того, в сфере обязательного страхования действуют и подзаконные нормативные акты Правительства РФ, Пенсионного фонда РФ, ФСС России и Минфина России (например, устанавливающие порядок регистрации плательщиков взносов в соответствующих фондах, порядок исчисления и уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа и др.).
С 1 января 2010 года подзаконное регулирование в этой сфере должно осуществляться в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ. Данная норма предусматривает, что в целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в Порядке, определяемом Правительством РФ. Такой Порядок установлен постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Правительство РФ предоставило право издавать разъяснения по единообразному применению Закона N 212-ФЗ Минздравсоцразвития России.
Плательщики страховых взносов
В соответствии со ст. 5 Закона 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
- лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
- лица, не производящие выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Понятийный аппарат, раскрывается в ст. 2 Закона N 212-ФЗ. Каждое из понятий мы постараемся проанализировать в соответствующем разделе. Что касается плательщиков, в ст. 2 даны понятия "организация", "обособленное подразделение организации", "индивидуальный предприниматель".
Под организациями понимаются российские юридические лица, образованные в соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ сформулировал понятие обособленного подразделения организации, несколько отличающееся от понятия, ранее определенного в ст. 11 НК РФ. В соответствии с НК РФ рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание рабочего места стационарным зависит не от характеристик этого рабочего места, принадлежности помещений на каких-либо правах налогоплательщику и иных критериев, а от временного фактора, в течение которого будет действовать это рабочее место. В соответствии с Законом N 212-ФЗ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Таким образом, можно сделать вывод: понятия стационарности и длительности срока оборудования рабочего места в Законе разделены, что может на практике привести к спорам, поскольку с наличием обособленного подразделения у организации появляются дополнительные обязанности по уплате, а также по представлению расчетов*(1).
Под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Законом N 212-ФЗ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Учет плательщиков страховых взносов
Закон о страховых взносах не вводит особый порядок регистрации (перерегистрации) страхователей. Учет плательщиков страховых взносов будет осуществляться каждым фондом на основании данных об учете (регистрации) в качестве страхователей в территориальных органах соответствующего фонда. В связи с этим необходимо напомнить, что порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах Пенсионного фонда РФ установлен ст. 11 Закона N 167-ФЗ. В соответствии сданным порядком регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда РФ. Регистрация в зависимости от вида страхователя осуществляется в следующие сроки:
- работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, - в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФР налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), реестре членов саморегулируемых организаций;
- нотариусов, занимающихся частной практикой, по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня назначения на должность нотариуса заявления о регистрации в качестве страхователя;
- адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя;
- физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц - на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
Правила регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ установлены постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам".
Ответственность за нарушение страхователем установленного законом срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ предусмотрена ст. 27 Закона N 167-ФЗ в виде штрафа от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от длительности нарушения срока.
Регистрация страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ предусмотрена ст. 6 Закона N 125-ФЗ. Она осуществляется следующим образом:
- страхователей - юридических лиц - в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы ФСС России налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
- страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц,- на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;
- страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, - на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;
- страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, - на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора.
Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах ФСС России установлен постановлением ФСС России от 23.03.2004 N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей".
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика ст. 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от длительности нарушения срока.
Права и обязанности плательщиков страховых взносов
Знание своих прав, умение их эффективно реализовывать и правильно защищать необходимо плательщикам для того, чтобы уверенно чувствовать себя в отношениях с государством и его представителями. Несмотря на то что основы правового статуса плательщиков страховых взносов уже закреплены в соответствующих законах, Закон N 212-ФЗ в ст. 28 устанавливает единый перечень прав и обязанностей плательщиков страховых взносов. Эти права в целом аналогичны правам налогоплательщиков, установленных ст. 21 НК РФ.
Плательщики страховых взносов имеют следующие права:
- право на информацию, необходимую для надлежащего осуществления своих обязанностей в сфере обязательного страхования. Информация может быть получена по месту своего учета от органов ПФР и ФСС России как в устной, так и в письменной форме. Информация должна быть предоставлена плательщикам бесплатно.
О чем можно запрашивать территориальные органы фондов? Это информация о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля над уплатой страховых взносов и их должностных лиц. Кроме того, плательщики в территориальных органах фондов могут получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения.
Право на информацию может быть также реализовано путем получения от Министерства здравоохранения и социального развития РФ письменных ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Если в каком-либо из фондов у плательщика образовалась переплата, он имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Порядок осуществления зачетов и возвратов установлен ст. 26 и 27 Закона N 212-ФЗ;
- право плательщика представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, лично либо через своего представителя. Однако понятие "представительство" и правила оформления полномочий представителя в Законе N 212-ФЗ отсутствуют, что, в свою очередь, может привести к проблемам на практике, поскольку процедурные требования, связанные с вручением многих документов надлежащим лицам на стадии контроля и привлечения к ответственности, законом установлены;
- право представлять контролирующим органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок в ходе осуществления любых контрольных действий в отношении плательщика для своевременного устранения разногласий;
- право присутствовать при проведении выездной проверки;
- право получать копии акта проверки и решений органов контроля над уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов и право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля над уплатой страховых взносов. Внимательное ознакомление с документами контрольных органов поможет плательщику своевременно оценить законность всех действий и актов, сформулировать свою позицию и вовремя представить свои возражения, а если не удалось отстоять свою позицию до вынесения решения - своевременно обжаловать незаконные действия или акты контрольных органов;
- право требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах при совершении ими действий в отношении их плательщиков, а также право не выполнять неправомерные акты и требования этих и их должностных лиц, не соответствующие Закону N 212-ФЗ или иным федеральным законам, являются залогом построения цивилизованных отношений между государством и плательщиком.
Однако не всегда можно с достаточной долей уверенности утверждать о незаконности каких-либо действий или актов контрольных органов (в т.ч. в связи с неоднозначностью законодательства). В связи с этим прежде чем что-либо не выполнять, рекомендуем сначала реализовать свое право на обжалование в установленном порядке актов органов контроля над уплатой страховых взносов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Если незаконные действия (бездействия) должностных лиц либо незаконные акты органов контроля за уплатой страховых взносов имели место, плательщик имеет право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных такими актами или действиями (бездействием).
Если знание своих прав помогает плательщику комфортно себя чувствовать в отношениях с государством, связанных с уплатой страховых взносов, то знание обязанностей позволяет снять вопрос об ответственности, ведь именно за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей Законом N 212-ФЗ предусмотрены различные меры ответственности. Поэтому задача плательщика страховых взносов, в отношении которого ведется производство о правонарушении, доказать, что на него не возложена соответствующая обязанность либо что он выполнил свою обязанность именно так, как это положено по закону. А для этого свои обязанности нужно хорошо знать. Итак, плательщики страховых взносов обязаны:
- правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;
- вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;
- представлять в установленном порядке в контролирующий орган по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- представлять в контролирующие органы и их должностным лицам в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом N 212-ФЗ, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов;
- выполнять законные требования контролирующего органа об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц этих органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов; в течение этого срока плательщики должны хранить документы в целях контроля за уплатой страховых взносов.
Кроме того, у плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей есть дополнительная обязанность письменно сообщать в контролирующий орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля над уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности;
- о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
- о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.
О порядке исполнения некоторых из вышеперечисленных обязанностей и об ответственности за их ненадлежащее исполнение мы расскажем в одной из следующих статей.
Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов
В настоящее время контроль над правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ осуществляют органы налоговой службы. С 1 января 2010 года налоговые органы будут отстранены от какого-либо контроля над начислением и уплатой страховых взносов. Контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют:
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.
Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ являются органами контроля над уплатой страховых взносов.
Кроме того, ФСС России и его территориальные органы осуществляют контроль над правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В целях надлежащего осуществления контроля в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование Законом N 212-ФЗ предусмотрен взаимный обмен информацией между органами ПФР и органами Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Полномочия органов контроля над уплатой страховых взносов установлены ст. 29 Закона N 212-ФЗ. В основном объем прав и обязанностей аналогичен полномочиям налоговых органов, установленных ст. 31 и 32 НК РФ. Вместе с тем есть и ряд принципиально новых прав, которыми налоговые органы не были наделены. Итак, органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ при осуществлении контроля над уплатой страховых взносов с 1 января 2010 года будут иметь следующие права:
- требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от их плательщика документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;
- проводить проверки;
- вызывать на основании письменного уведомления в контролирующие органы плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности их уплаты, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем
- на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях их отказа допустить должностных лиц контролирующего органа на территорию (в помещение) плательщика, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;
- требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;
- получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля над выполнением банками установленных Законом N 212-ФЗ обязанностей (это право является принципиально новым - согласно НК РФ у налоговых органов такого правомочия нет);
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по их уплате (на это право также необходимо обратить отдельное внимание, поскольку в настоящее время действует порядок, в соответствии с которым интересы государства в делах о банкротстве представляют налоговые органы);
- предоставлять плательщикам отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом.
Обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов прежде всего являются гарантией возможности реализации прав их плательщиков. Тексты ст. 28 и 29 Закона N 212-ФЗ построены по принципу прямой корреспонденции: если у плательщика есть какое-либо право, значит, орган контроля обязан совершить соответствующее действие.
Итак, органы контроля над уплатой страховых взносов обязаны:
- осуществлять контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;
- в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке их уплаты и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях контролирующих органов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения;
- сообщать плательщикам сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до них сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- принимать решения о возврате плательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ;
- направлять плательщику копии акта проверки и решения контролирующего органа, а также в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных контролирующего органа. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в этот орган соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов;
- осуществлять по заявлению плательщика совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;
- выдавать по заявлению плательщика копии решений, принятых контролирующим органом в отношении этого плательщика страховых взносов.
Об установленных процедурах и сроках, в течение которых должны быть выполнены соответствующие обязанности, о формах документов, которые должны выдаваться в определенных случаях, мы расскажем в следующих статьях.
В заключении отметим: Законом N 212-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органов контроля над уплатой страховых взносов действовать в строгом соответствии с этим Законом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности контролирующих органов.
Если в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностных лиц контролирующих органов плательщикам страховых взносов причинены убытки, эти органы несут ответственность за такие убытки, причиненные вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов. В качестве гарантии возможности реализации права на возмещение убытков предусмотрена норма, аналогичная ст. 35 НК РФ: убытки возмещаются не за счет средств конкретного территориального органа, а за счет бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом должностные лица органов контроля над уплатой страховых взносов за свои неправомерные действия (решения) или бездействие несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Е.В. Алтухова,
начальник юридического отдела
Управления Пенсионного фонда РФ г. Томска
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2009 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее в соответствии с письмами Минфина России от 22.05.2009 N 03-04-06-02/38, от 07.05.2009 N 03-04-06-02/35 при отсутствии хотя бы одного из признаков, установленных ст. 243 HК РФ, ЕСН централизованно должна была исчислять и перечислять головная организация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1