Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 424739-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Ю.Г. Медведевым, Ю.А. Барзыкиным, А.А. Шимановым, В.С. Груздевым, И.А. Исаковым, А.Б. Коганом
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон) внесение изменений в некоторые федеральные законы, касающиеся регулирования правоотношений в сфере малого предпринимательства.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Статьей 1 законопроекта предусмотрено внесение дополнений в статью 36 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в целях предоставления права субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлять лизинговые платежи поставками продукции. Однако предлагаемая форма государственной поддержки лизинговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Законом не предусмотрена.
Статьей 2 законопроекта предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог), от обязанности ведения бухгалтерского учета.
При этом нормы законодательства об акционерных обществах (пункт 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Соответственно, акционерные общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об акционерных обществах" обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Статьей 3 законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления права заключать срочный трудовой договор с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого и среднего предпринимательства с числом работающих до 250 человек вместо действующего в настоящее время ограничения - 35 человек.
Предлагаемое изменение ухудшает положение работников по сравнению с положениями статьи 59 в действующей редакции. Пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснований для исключения данного положения из Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем дать оценку социально-экономических и иных последствий реализации законопроекта не представляется возможным.
Непонятен смысл новой редакции абзаца пятого пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств с использованием платежных карт", предусмотренной статьей 4 законопроекта. Вместо признания утратившей силу части 2 статьи 10 указанного Федерального закона целесообразно дополнить ее словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом".
Статьями 5 и 6 законопроекта предлагается внесение изменений в федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленных на закрепление полномочий по содействию развитию малого предпринимательства за органами государственной власти и местного самоуправления и устанавливающих, что в собственности субъектов Российской Федерации и поселений могут находиться объекты нежилого фонда, предназначенные для предоставления в аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что 18 октября 2007 г. принят Федеральный закон N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также предусматривающий наделение субъекта Российской Федерации, муниципального образования правом собственности на имущество, необходимое для осуществления полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Статьей 7 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Пунктами 1 и 2 указанной статьи законопроекта устанавливается, что в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об отнесении юридического лица и индивидуального предпринимателя к категории микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Между тем предлагаемые законопроектом изменения не устанавливают порядок представления указанных сведений зарегистрированными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а лишь определяют, что при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя заполняется декларация об основных данных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Кроме того, исходя из положений статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", приобретение статуса микропредприятия, малого или среднего предприятия зависит лишь от соответствия юридического лица и индивидуального предпринимателя определенным критериям, таким как численность работников, размер выручки или балансовая стоимость активов. Заполнение декларации не влияет на возможность получения указанного статуса, в связи с чем представляется неясным правовое значение указанного документа.
Статьей 8 законопроекта предусмотрено внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся установления обязанности налоговых органов, органов внутренних дел, органов государственного внебюджетного фонда и таможенных органов представлять федеральному органу государственной власти, осуществляющему формирование официальной статистической информации, документированную информацию по формам федерального государственного статистического наблюдения и сведения о налогоплательщиках для целей проведения государственных статистических исследований, в том числе составляющие налоговую тайну.
Следует отметить, что 29 ноября 2007 г. принят Федеральный закон N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", статьей 8 которого предусмотрено, что респонденты (федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления) обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.