Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 570935-5 "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - законопроект) устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, единовременных выплат, а также накопительной пенсии за счет средств пенсионных накоплений.
Законопроект регулирует отношения, связанные с порядком финансирования выплат за счет пенсионных накоплений, формируемых из средств, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", средств материнского (семейного) капитала, направляемых на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, средств государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в том числе определяет виды выплат, финансируемые за счет средств пенсионных накоплений, категории застрахованных лиц, имеющих право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, порядок корректировки размера накопительной части трудовой пенсии.
Основной задачей настоящего проекта федерального закона является законодательное закрепление порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, единовременных выплат средств пенсионных накоплений и накопительной пенсии.
Нормами законопроекта устанавливаются:
порядок финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР) (порядок формирования выплатного резерва, порядок отзыва пенсионных накоплений из управляющих компаний, осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений, включая государственную управляющую компанию, предназначенных для формирования выплатного резерва, порядок передачи средств выплатного резерва в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва и их передачи в ПФР для осуществления выплат накопительной части трудовой пенсии);
порядок инвестирования средств выплатного резерва ПФР;
порядок корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости;
порядок осуществления единовременных выплат средств пенсионных накоплений;
обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии.
Законопроектом предусматривается формирование Пенсионным фондом Российской Федерации выплатного резерва, что позволяет обособить средства пенсионных накоплений, используемые на выплату накопительной части трудовой пенсии по старости, от средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, и соответственно обеспечить обособленный учет и инвестирование указанных средств.
Средства выплатного резерва Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат инвестированию в порядке, определенном главой 9 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Инвестирование средств выплатного резерва Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет государственная управляющая компания средствами выплатного резерва, уполномоченная Правительством Российской Федерации, и осуществляющая свою деятельность на основании договора доверительного управления средствами выплатного резерва, заключенного с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что оплата необходимых расходов по инвестированию средств выплатного резерва и выплата вознаграждения государственной управляющей компании средствами выплатного резерва осуществляется за счет средств выплатного резерва, а размеры указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва один раз в год с 1 августа года, следующего за годом получения дохода (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва без обращения застрахованных лиц.
Вместе с тем, законопроект предусматривает, что в случае получения в предыдущем финансовом году (в предыдущие финансовые годы) убытка от инвестирования средств пенсионных накоплений корректировка накопительной части трудовой пенсии по старости не производится до момента, когда ежегодно проводимая денежная оценка средств выплатного резерва (стоимость чистых активов, приобретенных за счет средств выплатного резерва, на конец соответствующего года) не превысит денежную оценку принятых Пенсионным фондом Российской Федерации долгосрочных обязательств по осуществлению выплат застрахованным лицам накопительной части трудовой пенсии по старости (сумма средств, необходимых для финансирования выплат накопительной части всех назначенных трудовых пенсий по старости с учетом их размеров и продолжительности предстоящих выплат на конец соответствующего года).
Соответственно законопроектом предусматривается, что на корректировку размера накопительной части трудовой пенсии не используется та часть инвестиционного дохода, которая должна быть направлена на покрытие убытка от инвестирования средств пенсионных накоплений с учетом необходимости обеспечения в первую очередь сбалансированности обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии и средств выплатного резерва, при этом выплата накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется в ранее установленном размере за счет средств выплатного резерва независимо от продолжительности периода, в течение которого будет иметь место такой убыток.
Методика расчета корректирующего коэффициента, Методика проведения денежной оценки средств выплатного резерва и Методика проведения денежной оценки принятых Пенсионным фондом Российской Федерации долгосрочных обязательств по осуществлению выплат застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости согласно законопроекта будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Выплата накопительной пенсии негосударственными пенсионными фондами осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Законопроектом также предусмотрено получение единовременных выплат из средств пенсионных накоплений, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, следующими категориями застрахованных лиц:
1) застрахованными лицами, не имеющими необходимого страхового стажа, определенного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
2) застрахованными лицами, размер накопительной части трудовой пенсии по старости или накопительной пенсии которых, составляет 5 процентов и менее по отношению к общему размеру трудовой пенсии по старости (включая все ее части), рассчитанному на дату обращения за назначением накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Законопроект устанавливает право застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде, по их заявлению вместо накопительной части трудовой пенсии по старости выбрать накопительную пенсию, при условии отказа от назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В случае реализации застрахованным лицом права на назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений, переход застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд и из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации не допускается.
Часть 3 статьи 3 законопроекта предусматривает, что в случае, если сумма средств пенсионных накоплений, учтенная в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной пенсии на день назначения соответствующего вида выплат, меньше общей суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости или накопительную пенсию, средств дополнительных страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости или накопительную пенсию, взносов работодателя, средств государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, поступивших и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной пенсии за весь период формирования пенсионных накоплений, недостающие средства пенсионных накоплений возмещаются в порядке и на условиях, установленных отдельным федеральным законом.
В целях обеспечения осуществления выплат накопительной части трудовой пенсии начиная с 1 января 2012 года статьей 18 предусматриваются переходные положения, предоставляющие Пенсионному фонду Российской Федерации право при формировании плана передачи управляющими компаниями средств пенсионных накоплений, необходимых для формирования выплатного резерва на 2012 год, предусмотреть в плане передачу управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигающих в январе 2012 года возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по истечении двадцати дней после доведения до управляющих компаний плана передачи средств пенсионных накоплений, необходимых для формирования выплатного резерва на 2012 год, а также не передавать в доверительное управление средства пенсионных накоплений, включенные в состав средств выплатного резерва на 2012 год, в сумме равной квартальной выплате накопительной части трудовой пенсии по старости застрахованным лицам, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Принятие данного Федерального закона позволит лицам, застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, реализовать свое право на получение сформированных средств пенсионных накоплений в виде единовременных выплат, выплат накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Законопроект не содержит норм, предусматривающих дополнительные финансовые обязательства федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов.
При этом, частью 3 статьи 3 законопроекта предусматривается необходимость принятия отдельного федерального закона, устанавливающего порядок и условия возмещения недостающих средств пенсионных накоплений при назначении соответствующего вида выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Как показывает имеющаяся практика инвестирования средств пенсионных накоплений вероятность потерь средств пенсионных накоплений больших, чем сумма взносов, поступивших и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и пенсионного счета накопительной пенсии, крайне мала и снижается по мере увеличения продолжительности периода инвестирования до наступления кризиса. Соответственно средства на возмещение недостающих средств пенсионных накоплений могут потребоваться лишь в отношении той когорты застрахованных лиц, которой в год кризиса назначается накопительная часть трудовой пенсии или накопительная пенсия. Кроме того, объем указанных средств может иметь значимую величину лишь после начала периода массовых выплат с 2022 года.
Так, например, объем средств на возмещение недостающих пенсионных накоплений при назначении соответствующего вида выплаты застрахованным лицам, заключивших договоры обязательного пенсионного страхования с негосударственными пенсионными фондами, применительно к условиям 2027 года, оценивается в размере от 14,7 до 29,3 млрд. рублей.
Законопроект содержит нормы, позволяющие осуществлять выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости в пределах средств выплатного резерва, единовременная выплата пенсионных накоплений и выплата накопительной пенсии осуществляется также в пределах средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на день подачи заявления об установлении соответствующего вида выплат.
Предусмотренный в законопроекте механизм корректировки размера назначенной накопительной части трудовой пенсии по старости обеспечивает сбалансированность обязательств по указанным выплатам, с обеспечивающими указанные выплаты активами, составляющими выплатной резерв.
При этом обеспечиваются единые подходы к определению стоимости активов и обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии по старости, как на этапе назначения, так и на этапе выплат.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обособлению части средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплат страхового обеспечения, составляющих выплатной резерв (статья 10 законопроекта), инвестирование средств выплатного резерва (статья 11 законопроекта), осуществлению финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии по старости (статья 6 законопроекта) не являются новыми видами расходов и будут осуществляться в пределах сложившихся объемов финансирования, с учетом того, что в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (часть 4 статьи 15) указанные расходы осуществляются за счет средств страховых взносов до момента их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета.
Согласно информации Пенсионного фонда Российской Федерации (письмо от 12.08.2010 г. N КА-22-16/8577) расходы, предусмотренные в указанных статьях, планируются в следующих объемах:
1) расходы на выплату ПФР накопительной части трудовой пенсии:
в 2011 году - 544,9 млн. рублей, в 2012 году - 674,7 млн. рублей, в 2013 году - 976,6 млн. рублей;
2) на расходы по обеспечению обособленного учета средств пенсионных накоплений (выплатной резерв), предназначенных для выплат накопительной части трудовой пенсии, и проведения операций с данными средствами, ПФР требуется увеличение штатной численности около 200 единиц с годовым фондом заработной платы 61,4 млн. рублей.
Общая сумма затрат по обеспечению каждого дополнительного рабочего места оргтехникой и соответствующим программным обеспечением составит 5,8 и 16,3 млн. рублей соответственно.
Осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации функций по доставке выплат за счет средств пенсионных накоплений, предусмотренных частью 1 статьи 2 законопроекта, обеспечивается в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для доставки пенсий.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов по информированию застрахованных лиц за год до предполагаемой даты назначения трудовой пенсии по старости о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений, при ежегодном информировании застрахованных лиц о состоянии их счетов, предусмотренные частью 4 статьи 3 законопроекта, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели действующим законодательством.
Учитывая возможность досрочного выхода на трудовую пенсию по старости, установленную статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правом на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости к 2012 году могут воспользоваться лица, имеющие необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по спискам 1,2, а также ряд других категорий, относящихся к так называемым малым спискам.
Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации расходы на указанные цели составят:
в 2011 году - 238,7 млн. рублей (исходя из стоимости доставки одного извещения 30,18 руб. и количества информируемых застрахованных лиц 7,91 млн. человек);
в 2012 году - 70,1 млн. рублей (исходя из стоимости доставки одного извещения 31,99 руб. и расчетного количества информируемых застрахованных лиц не более 2,19 млн. человек).
Выполнение федеральными органами исполнительной власти функций, предусмотренных в рамках законопроекта (статьи 3, 5, 6, 11, 16), будет осуществляться в пределах существующих разграничений полномочий по регулированию накопительного компонента пенсионной системы, а также полномочий, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования", и не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правого акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти - головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (внесение изменений) |
Учет средств пенсионных накоплений по действующему законодательству не предполагал возможности осуществления единовременных выплат пенсионных накоплений, а также выплату накопительной пенсии |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
2. |
Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (внесение изменений) |
Действующим законодательством не предусматривалось использование негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений для осуществления единовременных выплат, а также выплаты накопительной пенсии |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
3. |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (внесение изменений) |
Законопроект предоставляет возможность получить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, накопительную пенсию, при этом возникает необходимость взимания налога на доходы с физических лиц, что не предполагает система обязательного пенсионного страхования |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
|
Минфин России Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России |
4. |
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (внесение изменений) |
Действующий закон устанавливает правила выплат трудовых пенсий, включая накопительную часть, законопроект дополняет к имеющейся возможности получения накопительной части трудовой пенсии возможность получения единовременных выплат, а также по выбору застрахованного лица накопительной пенсии |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
5. |
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (внесение изменений) |
Внесение изменений предусматривается в части дополнения видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в связи осуществлением единовременных выплат пенсионных накоплений и накопительной пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
6. |
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (внесение изменений) |
Действующим законодательством не предусматривалось формирование и инвестирование средств выплатного резерва, предназначенного для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минэкономразвития России Минфин России Минздравсоцразвития России ФСФР России |
7. |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (внесение изменений) |
Законопроект предусматривает назначение и выплату по выбору застрахованного лица накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии. Действующий закон предусматривает, что средства материнского капитала могут быть направлены только на формирование накопительной части трудовой пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
8. |
Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (внесение изменений) |
Законопроект предусматривает назначение и выплату по выбору застрахованного лица накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии. Действующий закон определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
9. |
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" |
Законопроект предусматривает назначение и выплату по выбору застрахованного лица накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии. Действующий закон предусматривает, страховые взносы могут быть направлены только на формирование накопительной части трудовой пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
10. |
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" |
Законопроект предусматривает назначение и выплату по выбору застрахованного лица накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии. Действующий закон предусматривает, страховые взносы могут быть направлены только на формирование накопительной части трудовой пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
11. |
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" |
Законопроект предусматривает назначение и выплату по выбору застрахованного лица накопительной части трудовой пенсии или накопительной пенсии. Действующий закон предусматривает, страховые взносы могут быть направлены только на формирование накопительной части трудовой пенсии. |
в сроки, предусмотренные для разработки проекта федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минздравсоцразвития России Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.