Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 571664-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с пунктом 18 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2063-р.
Разработка проекта федерального закона предусмотрена также картой проекта "Развитие рынка труда" перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 9 июня 2010 года N ВП-П13-4019.
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", направленных на совершенствование предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения в части создания условий для реализации безработными гражданами права на труд в другой местности по имеющимся у них профессиям (специальностям) и повышения трудовой мобильности безработных граждан как внутри субъекта Российской Федерации, так и между субъектами Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая предоставление государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан по направлению органов службы занятости (далее - профессиональное обучение), в том числе в другой местности, а также по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности.
Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с Законом о занятости, постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" (далее - постановление N 422) и от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" (далее - постановление N 533), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлениями N 422 и N 533 предусмотрено финансирование следующих расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность и граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность:
расходов по переезду безработного гражданина к месту работы и гражданина, переселяющегося для работы в сельскую местность, и членов его семьи - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда;
расходов по провозу имущества безработного гражданина к месту работы и гражданина, переселяющегося для работы в сельскую местность, и членов его семьи - в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
расходов по переезду безработного гражданина к месту профессионального обучения и обратно - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами;
расходов по выплате безработному гражданину суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно;
расходов по найму жилого помещения на время профессионального обучения безработного гражданина (кроме случаев, когда направленному на обучение безработному гражданину предоставляется бесплатное жилое помещение или оплачиваются соответствующие расходы) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки;
расходов по обустройству на новом месте жительства безработного гражданина, направленного на работу (до заключения трудового договора), - в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Кроме того, гражданам, переселяющимся для работы в сельскую местность, выплачивается единовременное пособие на каждого члена семьи в размере 500 рублей.
В соответствии с законодательством о занятости населения выплаты гражданам, переселяющимся для работы в сельскую местность, и членам их семей осуществляются за счет средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Финансирование расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Федеральной службе по труду и занятости.
Таким образом, в отношении различных категорий граждан применяется разный механизм финансирования затрат, так как полномочие по финансированию материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность не было передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Применение разных механизмов финансирования мероприятий по содействию гражданам в поиске подходящей работы и трудоустройстве в другой местности негативно влияет на качество и доступность получения гражданами соответствующих государственных услуг.
В этой связи проектом федерального закона предусматривается установление единого механизма финансирования расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность за счет средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Проектом федерального закона предусматривается механизм оказания государственной поддержки всем безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность. В основе предлагаемого механизма закладывается принцип дифференцированной государственной поддержки в зависимости от территории вселения. При этом, наиболее значительный размер государственной поддержки будет устанавливаться именно в стратегически важных, приграничных регионах Российской Федерации и регионах, испытывающих наибольшую потребность в трудовых ресурсах.
Данная норма позволит направлять потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, обеспечить приток населения в приграничные и стратегически важные для России территории, регионы Дальнего Востока, территории характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе русскоязычного населения трудоспособного возраста, создать условия для трудоустройства российских безработных граждан в регионах с высокой потребностью в иностранных работниках, а также в территории, на которых реализуются инвестиционные проекты.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается изменение категорий граждан, расходы которых на переезд в связи с направлением их на работу, включая работу в сельской местности, или профессиональное обучение в другую местность, предусматривается финансировать за счет средств субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Прежде всего, это связано с высоким уровнем безработицы в сельской местности, поэтому содействие гражданам в переселении для работы исключительно в сельскую местность без учета их профессионально-квалификационной подготовки и потребности региона вселения в специалистах по данной профессии (специальности) представляется нецелесообразным.
Таким образом, проектом федерального закона предусматривается совершенствование механизма стимулирования безработных граждан при переезде или переселении в другую местность для работы, что позволит адресно оказывать государственную поддержку тем безработным гражданам, которым по объективным причинам не удается найти подходящую работу в местах их постоянного проживания и желающим переехать с целью трудоустройства в другой регион.
Проект федерального закона направлен на предупреждение длительной безработицы и снижение ее продолжительности у безработных граждан в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики. При этом важно отметить, что проект федерального закона не предусматривает установление ограничений для граждан Российской Федерации, желающих воспользоваться государственной поддержкой, связанных с местом их проживания.
Проектом федерального закона предусматривается разграничение видов расходов, подлежащих финансированию при переезде безработных граждан, переселении безработных граждан и членов их семей для работы в другой местности или при направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональное обучение в другой местности.
При этом, в целях повышения трудовой мобильности безработных граждан предлагается оказывать им финансовую поддержку, сохранив при этом практически все виды выплат, предусмотренные постановлениями N 422 и N 533.
Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, предусматривается выплата единовременного денежного пособия, размер которого будет устанавливаться в дифференцированном размере в зависимости от территории переселения и может составить от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей.
В соответствии с проектом федерального закона финансовую поддержку при переезде для трудоустройства в другую местность предлагается оказывать только гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке безработными, при переселении безработным гражданам и членам их семей. В этой связи проект федерального закона определяет исчерпывающий перечень видов государственной поддержки при переезде и переселении безработных граждан и членов их семей.
Согласно проекту федерального закона определяющими условиями для получения государственной поддержки являются: регистрация гражданина в качестве безработного, наличие направления органа государственной службы занятости и наличие факта переезда или переселения для трудоустройства.
Определение, других условий, порядка предоставления и размеров финансовой поддержки, в том числе размеров единовременного денежного пособия в зависимости от территории переселения, а также перечня таких территорий проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность в настоящее время производится в виде компенсации расходов, понесенных безработными гражданами. Средства на финансирование указанных затрат безработных граждан предусмотрены Федеральной службе по труду и занятости Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Перечисление средств, предусмотренных на выплату компенсации и оплату услуг по зачислению и выплате (доставке) компенсации, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в установленном порядке заявками на кассовый расход.
Таким образом, постановление N 422 предусматривает длительный и сложный механизм выплаты гражданам положенных им компенсаций.
Кроме того, действующее законодательство предполагает, что гражданин (в том числе безработный гражданин) для реализации своего права на труд по имеющейся у него профессии (специальности) в другом субъекте Российской Федерации должен понести расходы, которые будут ему компенсированы не ранее, чем через 2 месяца после переезда и предоставления всех требуемых документов.
При этом, размеры выплат гражданам, переезжающим в другую местность для работы, включая переезд в сельскую местность и переезд безработных граждан для работы, недостаточны для покрытия реальных расходов указанных граждан на переезд или переселение в другую местность, что сдерживает активность граждан в поиске работы в другой местности.
Указанные выше факторы затрудняют реализацию гражданином его права на труд на территории Российской Федерации, закрепленного статьей 37 Конституции Российской Федерации.
Отсутствие на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, вакансий по имеющейся профессии (специальности) не должно препятствовать гражданину в реализации его права на труд, на достойную оплату труда.
Осуществление трудовой деятельности на достойных условиях позволяет повысить уровень дохода граждан, дает стимул гражданину к профессиональному развитию, созданию семьи и рождению детей. Получение гражданином заработной платы или иных доходов, позволяющих содержать себя и членов семьи, можно обеспечить, в том числе, и путем оказания содействия в трудоустройстве на работы, носящие временный характер.
Длительная безработица, в свою очередь, приводит к снижению мотивации к труду и саморазвитию и, как следствие, растет социальная напряженность в отдельных местностях.
В апреле 2010 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете свыше 4 месяцев, составляла 1180,0 тыс. человек, из которых 271,9 тыс. человек состоят на учете в органах службы занятости более 1 года.
Как показывает анализ информации, содержащейся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, всего по Российской Федерации граждан, желающих трудоустроиться и готовых для этого переехать в другие регионы Российской Федерации, более 20 тыс. человек.
Указанные граждане остаются незанятыми, получают пособие по безработице, которое выплачивается за счет средств субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом такие граждане, оставаясь незанятыми, теряют квалификацию.
Одновременно в других субъектах Российской Федерации существуют длительно не заполняемые вакансии по отдельным профессиям (специальностям). К таким профессиям (специальностям) относятся: врач (3614 вакансий, 65 из них с предоставлением служебного жилья), арматурщик (1188 вакансий), ветеринарный врач (261 вакансия), агроном (100 вакансий), закройщик (89 вакансий) и т.д. Всего органы службы занятости располагают данными о 259 тыс. вакансий, которые не замещаются в течение 3 и более месяцев, из них 31117 вакансий не замещаются более 1 года.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации есть граждане, желающие (готовые) трудоустроиться по профессии (специальности) либо в другом субъекте Российской Федерации, либо в том же субъекте Российской Федерации, но в другом районе. При этом в других субъектах Российской Федерации вакансии по их профессии (специальности) могут длительное время не заполняться.
Так, например, в Красноярском крае более полугода не заполняются 179 вакансий по профессии "слесарь-ремонтник". Вместе с тем, в органах службы занятости на учете стоят 105 граждан, готовых переехать для трудоустройства в другой регион Российской Федерации по профессии "слесарь-ремонтник", 5 из них проживают в другом районе Красноярского края. Аналогичные примеры можно привести и по другим профессиям (специальностям).
По профессии "швея" более полугода не заполняются вакансии в Республике Татарстан, Курганской области, и г. Санкт-Петербург. В тоже время 26 безработных граждан в Республике Дагестан и 19 граждан в Чеченской Республике, имеющих данную профессию, не могут найти работу.
По профессии "электрогазосварщик" в Красноярском крае длительное время не заполняются 96 вакантных рабочих мест. При этом на учете в органах службы занятости Республики Татарстан (9), Волгоградской области (13), Иркутской области (12), Новосибирской области (15), Свердловской области (30), Челябинской области (23) состоят граждане, желающие трудоустроиться по данной профессии.
В ходе опроса, проведенного ФСО России, на июнь 2010 года в среднем по Российской Федерации 10,9% опрошенных сообщили, что самостоятельно будут искать работу по специальности в другой местности. При этом в среднем по Российской Федерации 4,2% опрошенных готовы искать работу в другом регионе только при условии оказания государственной поддержки. Наибольший процент, граждан ответивших, что готовы искать работу по специальности в другом регионе наблюдается в Южном федеральном округе, Северо-Кавказском федеральном округе и Уральском федеральном округе.
Вместе с тем при существующем механизме государственной поддержки переезда и переселения численность переезжающих граждан остается незначительной.
Так, в первом полугодии 2010 года в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации переехало 2,6 тыс. человек, из них 1,6 тыс. человек переехало в приграничные территории.
В рамках реализации постановления N 422 за указанный период 2010 года численность переехавших для обучения и трудоустройства в другую местность составила 1,6 тыс. граждан, признанных в установленном порядке безработными, из них 1,4 тыс. безработных граждан переехали в приграничные территории.
В рамках реализации постановления N 533 в первом полугодии 2010 года в сельскую местность было направлено 54 семьи (170 человек), в том числе 95 трудоспособных граждан, из них 57 человек (18 семей) переехали в приграничные территории.
Анализ процессов внутренней трудовой миграции свидетельствует о том, что основными причинами, сдерживающими перемещение трудовых ресурсов внутри страны, являются: отсутствие средств, позволяющих безработному гражданину принять дополнительные расходы по переезду и устройству на новом месте жительства, низкий уровень финансовой поддержки безработных граждан и членов их семей, которые переселяются для работы в другую местность, различие в уровне жизни в субъектах Российской Федерации и степень заинтересованности субъектов Российской Федерации в представителях различных профессий (специальностей).
Реализация норм проекта федерального закона наряду с повышением размеров государственной финансовой поддержки позволит увеличить число переехавших в другую местность.
Важно отметить, что соответствующая поддержка в организации переселения безработных граждан и членов их семей в другую местность для трудоустройства предусмотрена законодательством ряда зарубежных стран: Венгерской Республики, Республики Беларусь, Украины. Схожие предлагаемым правовые решения закреплены в законодательстве Сербии, Хорватии и США.
Особое значение принятие проекта федерального закона приобретает в связи с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, согласно которому больше внимания необходимо уделять созданию временных и постоянных рабочих мест, оказывать адресную поддержку людям, в том числе и в переезде в другую местность.
Проектом федерального закона предлагается полномочие по финансированию затрат безработных граждан на переезд или переселение для трудоустройства и профессиональное обучение в другой местности осуществлять органам государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации переданных полномочий по содействию занятости населения. Это позволит сократить время на получение безработными гражданами финансовой поддержки, повысит доступность и востребованность государственных услуг.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7.1. Закона о занятости субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются региональные программы содействия занятости. Мероприятия региональных программ формируются исходя из объема переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения.
В этой связи с проектом федерального закона мероприятия по переезду и переселению предлагается включить в перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения, что в свою очередь позволит предусматривать такие мероприятия в региональных программах содействия занятости населения.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 23 Закона о занятости перечнем видов финансовой поддержки в случае направления органами службы занятости безработных граждан для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в другую местность и одновременно исключить пункт 7 статьи 29 Закона о занятости, устанавливающий соответствующие виды расходов.
Проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению порядка предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при направлении органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность, а также ее размеров.
Абзацем 3 статьи 28 Закона о занятости установлены гарантии государства на выплату безработному гражданину стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности, вне зависимости от того, будет ли безработный обучаться по месту жительства или будет направлен органами службы занятости для обучения в другую местность. При переезде перечисление стипендии может осуществляться на открытый гражданином лицевой счет в кредитной организации или в почтовом отделение связи. Получение стипендии в виде наличных денежных средств в других субъектах Российской Федерации возможно с использованием пластиковых карт.
Важно отметить, что Законом о занятости "переезд" используется применительно к различным обстоятельствам (переезд с целью трудоустройства, переезд с целью обучения, переезд к новому месту жительства). В целях уточнения терминов, связанных с переездом и переселением безработных граждан, проектом федерального закона вносятся изменения в подпункт 2 пункта 1 статьи 7, подпункт 3 пункта 1 статьи 7.1, статью 9, пункт 2 статьи 28, пункт 7 статьи 29, абзац 5 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости и подпункт 4 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Проектом федерального закона предусматривается разграничить применение терминов "переезд" и "переселение" в части использования понятия "переезд" к месту временного трудоустройства в другой местности без изменения места жительства безработного гражданина, а понятие "переселение" в отношении трудоустройства на постоянное место работы в другой местности с изменением места жительства безработного гражданина.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт 4 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует читать "Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Следует отметить, что маятниковую миграцию, предусматривающую ежедневный переезд к месту работы и обратно, поощрять не предполагается и это отражено в финансово-экономическом обосновании.
В проекте федерального закона используется понятие "другая местность", которое согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 означает местность за пределами административно-территориальных границ населенного пункта (в котором проживает гражданин).
Проектом федерального закона предусматривается вступление его в силу с 1 января 2012 года.
Приложение
Сравнительная таблица выплат по постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность", постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" и проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Наименование выплат |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" |
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" |
|
При переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости к новому месту жительства |
При переезде в другую местность для временного трудоустройства и обучения |
|||
Оплата стоимости проезда |
Оплата стоимости проезда к новому месту жительства железнодорожным транспортом, а в местностях, не имеющих этого вида сообщения, - другими видами транспорта. |
Оплата стоимости проезда в другую местность (и обратно для безработных, направленных в другую местность на обучение) осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; морским транспортом - на местах IV - V категории кают судов транспортных линий (при наличии на судне), а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах; внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов (при наличии на судне), а при отсутствии спальных мест - на сидячих местах; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса самолетов; автомобильным транспортом - в автобусах междугородного сообщения. |
Оплата стоимости проезда безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) |
Оплата стоимости проезда к месту обучения или работы и обратно (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) |
Оплата провоза имущества |
Оплата стоимости провоза домашнего имущества весом до пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения. |
Оплата стоимости провоза (весом до 500 килограммов) к новому месту жительства железнодорожным, водным и автомобильным транспортом - в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. При отсутствии указанных видов транспорта компенсируются расходы по провозу имущества воздушным транспортом от ближайшей к месту работы железнодорожной станции или от ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в данное время. |
Оплата стоимости провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) (один пятитонный контейнер на семью из 3-х человек) |
|
Оплата безработному гражданину суточных расходов за время следования в пути |
|
Оплата суточных при переезде в другую местность (и обратно для безработных, направленных в другую местность на обучение) (100 рублей за каждый день нахождения в пути следования) |
Оплата суточных расходов за время следования к новому месту жительства (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) (100 рублей за каждый день нахождения в пути следования) |
Оплата суточных расходов за время следования к месту обучения или работы и обратно (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) (100 рублей за каждый день нахождения в пути следования) |
Оплата найма жилого помещения |
|
Оплата найма жилого помещения в другой местности на время обучения - не более 550 рублей в сутки |
|
Оплата найма жилого помещения в другой местности на время обучения или работы (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации) (не более 550 рублей в сутки) |
Выплата единовременного денежного пособия |
Выплата единовременного денежного пособия на каждого члена семьи - 500 рублей на человека |
|
Выплата единовременного пособия семье, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения (порядок выплаты и размер устанавливаются Правительством Российской Федерации). (от 40 тыс. руб. до 120 тыс. руб.) |
|
Выплата расходов по обустройству на новом месте жительства |
|
Выплата расходов безработному по обустройству на новом месте жительства осуществляется в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (1,5*850*1,1). |
|
|
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая предоставление государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан по направлению органов службы занятости (далее - профессиональное обучение), в том числе в другой местности, а также по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности.
Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с Законом о занятости, постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" (далее - постановление N 422) и от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" (далее - постановление N 533), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях реализации постановления N 533 в федеральном бюджете с 2007 года по 2010 год предусмотрено 4800 тыс. руб. ежегодно.
В рамках постановления N 533 переехало:
в 2007 году 804 семьи (2632 человека), в том числе 146 безработных граждан, фактически израсходовано 3300 тыс. руб.;
в 2008 году 711 семей (2272 человека), в том числе 137 безработных граждан, фактически израсходовано 3400 тыс. руб.;
в 2009 году 555 семей (1695 человек), в том числе 92 безработных гражданина, фактически израсходовано 3400 тыс. руб.;
за 1-е полугодие 2010 года 174 семьи (562 человека), в том числе 38 безработных граждан, фактически израсходовано 1000 тыс. руб.
В рамках постановления N 422:
в 2008 году на обучение 1578 человек фактически израсходовано 1900 тыс. рублей; для направления на работу в другую местность 6 человек фактически израсходовано 11078,2 рублей;
в 2009 году на обучение 3217 человек фактически израсходовано 4400 тыс. рублей; для направления на работу в другую местность 19 человек фактически израсходовано 131609,7 рублей;
за 1-е полугодие 2010 года на обучение 1608 человек фактически израсходовано 2300 тыс. рублей; для направления на работу в другую местность 13 человек фактически израсходовано 109979,1 рублей.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что число граждан Российской Федерации, в том числе безработных граждан, переезжающих для трудоустройства в сельскую местность постепенно уменьшается.
Так например, за 1-е полугодие 2010 года в рамках постановления N 533 и постановления N 422 для трудоустройства в другую местность всего переехал 51 безработный гражданин.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предлагается оказывать финансовую поддержку безработным гражданам, сохранив при этом практически все виды выплат, предусмотренные постановлениями N 422 и N 533.
Предполагается финансовую поддержку безработным гражданам, направляемым в другую местность, осуществлять в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости.
1. Безработным гражданам при направлении органами службы занятости для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее - обучение) в другой местности им оказывается финансовая поддержка, включающая:
оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
оплату найма жилого помещения на время обучения.
Исходными данными для расчета объемов субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, являются:
численность безработных граждан, переезжающих в другую местность для обучения в год - 23 человека.
Средства на оплату проезда к месту обучения и обратно проезда 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
средняя стоимость проезда - 3050 рублей;
количество поездок к месту обучения и обратно - 2 раза.
Годовой объем средств, необходимых на оплату транспортных расходов 23 безработных граждан, составляет 140,3 тыс. рублей.
Средства на оплату суточных расходов для 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
суточные расходы - 100 рублей в сутки;
количество суток в пути в обе стороны - 4 дня.
Годовой объем средств, необходимых на оплату суточных расходов 23 безработным гражданам, составляет 9,2 тыс. рублей.
Средства на оплату временного найма жилого помещения рассчитываются исходя из следующих нормативов:
оплата проживания - 550 рублей в сутки;
количество суток - 90 дней.
Годовой объем средств, необходимых на оплату временного найма жилого помещения 23 безработным гражданам, составляет 1138,5 тыс. рублей.
Итого объем средств на компенсацию расходов при переезде в другую местность для обучения по направлению органов службы занятости в год составит 1288,0 тыс. рублей.
2. Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости предусматривается оказание финансовой поддержки, включающей:
оплату проезда к месту работы и обратно;
суточные расходы на время следования к месту работы и обратно;
оплату найма жилого помещения (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилье).
Исходными данными для расчета объемов субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, являются:
численность безработных граждан, переезжающих в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся профессии (специальности) в год - 20 человек.
Средства на оплату проезда к месту работы и обратно проезда 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
средняя стоимость проезда - 3050 рублей;
количество поездок к месту работы и обратно - 2 раза на время действия срочного трудового договора.
Годовой объем средств, необходимых на оплату транспортных расходов 20 безработным гражданам, составляет 122,0 тыс. рублей.
Средства на оплату суточных расходов для 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
суточные расходы - 100 рублей в сутки;
количество суток в пути в обе стороны - 4 дня.
Годовой объем средств, необходимых на оплату суточных расходов 20 безработным гражданам, составляет 8,0 тыс. рублей.
Средства на оплату временного найма жилого помещения рассчитываются исходя из следующих нормативов:
оплата проживания - 550 рублей в сутки;
количество суток - 90 дней.
Годовой объем средств, необходимых на оплату временного найма жилого помещения 20 безработным гражданам, составляет 990,5 тыс. рублей.
Итого объем средств на компенсацию расходов при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в год составит 1120,5 тыс. рублей.
При этом маятниковую миграцию, предусматривающую ежедневный переезд к месту работы и обратно, поощрять не предполагается.
3. Финансовая поддержка безработных граждан и членов их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности) предусматривает:
оплату проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
суточные расходы на время следования к новому месту жительства;
единовременное пособие в зависимости от территории переселения.
Исходными данными для расчета объема на оказание указанной финансовой поддержки являются:
численность безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности), - 240 человек;
количество членов семей безработных граждан - 150 человек.
Средства на оплату проезда к новому месту жительства рассчитываются исходя из следующих нормативов:
средняя стоимость проезда - 3050 рублей;
количество поездок к новому месту жительства - 1.
Годовой объем средств, необходимых на оплату проезда 240 человек, составляет 732,0 тыс. рублей.
Средства на оплату провоза багажа безработного гражданина и членов его семьи рассчитываются исходя из следующих нормативов:
оплата 5-ти тонного контейнера для перевозки багажа - 20000 рублей;
количество контейнеров - 1.
Годовой объем средств необходимых на оплату провоза багажа 1800,0 тыс. рублей.
Средства на оплату суточных расходов на 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
суточные расходы - 100 рублей в сутки;
количество суток в пути следования к новому месту жительства - 2 дня.
Годовой объем средств необходимых на оплату суточных расходов 240 гражданам составляет 48,0 тыс. рублей.
Средства на выплату единовременного пособия рассчитываются для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности), исходя из следующих нормативов:
размеры выплат единовременного пособия аналогичные установленным для участков Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7 "О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участкам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей";
количество переселяющихся в другую стратегически важную для Российской Федерации территорию 30 безработных граждан и 50 человек членов их семей, размер выплаты безработным гражданам, переселяющимся в районы Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, - 120,0 тыс. рублей безработному гражданину и по 40,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств, необходимых на выплату единовременного пособия, составляет 5600,0 тыс. рублей;
количество переселяющихся в другую стратегически важную для Российской Федерации территорию, за исключением районов Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, 30 безработных граждан и 50 человек членов их семей, размер выплаты безработному гражданину 60,0 тыс. рублей и по 20,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств необходимых на выплату единовременного пособия составляет 2800,0 тыс. рублей;
количество переселяющихся в другую местность, не отнесенную к стратегически важным территориям, 30 безработных граждан и 50 человек членов их семей, размер выплаты безработному гражданину 40,0 тыс. рублей и по 15,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств, необходимых на выплату единовременного пособия, составляет 1950,0 тыс. рублей;
Годовой объем средств на выплату единовременного пособия 240 гражданам составляет 10350,0 тыс. рублей.
Таким образом, на реализацию данного проекта федерального закона (оказание финансовой поддержки 283 гражданам: 133 безработным гражданам и 150 членам их семей) в 2012 потребуется из федерального бюджета 15338,0 тыс. рублей.
Учитывая, что в ходе реализации данного проекта федерального закона будет обеспечена занятость 133 безработных граждан, которые будут сняты с регистрационного учета в органах службы занятости, объем сэкономленных бюджетных средств, предусмотренных на выплату пособия по безработице и материальной помощи (средний размер социальных выплат 2583,0 рубля), составит 2061,2 тыс. рублей.
Кроме того, в проекте федерального бюджета на 2012 год на реализацию постановлений N 422 и N 533 предусмотрено 13300,0 млн. рублей.
Таким образом, общий объем средств, который может быть направлен на реализацию данного проекта федерального закона в 2012 году в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Роструду, составляет 15361,2 тыс. рублей.
Вместе с тем, проект федерального закона направлен на:
обеспечение занятости безработных граждан, длительное время состоящих на учете в органах службы занятости, и, соответственно, реализации их права на труд в других субъектах Российской Федерации (других районах одного субъекта Российской Федерации);
повышение трудовой мобильности незанятого населения трудоизбыточных субъектов Российской Федерации и моногородов и, как следствие, снижению уровня безработицы в данных регионах;
заполнение вакантных рабочих мест в трудонедостаточных регионах Российской Федерации;
обеспечение притока населения в районы Дальнего Востока, приграничные и стратегически важные для России территории, характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе трудоспособного возраста (трудонедостаточные регионы).
В целях повышения трудовой мобильности граждан Российской Федерации для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, вместо оплаты расходов на обустройство в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (постановление N 422) и единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размере 500 рублей (постановление N 533) предусматривается выплата единовременного пособия, размер которого будет устанавливаться в зависимости от территории переселения и будет составлять от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей.
Кроме того, для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, вместо оплаты безработному гражданину провоза багажа весом до 500 килограмм согласно постановлению N 422 или оплаты провоза багажа весом до пяти тонн на семью согласно постановлению N 533 вводится единый механизм оплаты провоза багажа - 5-ти тонный контейнер на семью.
Перечисленные выше меры улучшают условия для безработных граждан, готовых переехать для трудоустройства в другую местности, и должны стимулировать данную категорию граждан искать работу, в том числе, в другую местность.
В случае увеличения потоков внутренней трудовой миграции из числа безработных граждан примерно в 10 раз на реализацию проекта федерального закона потребуется из федерального бюджета 99470,0 тыс. рублей, в том числе:
1. Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости предусматривается оказание финансовой поддержки, включающей:
оплату проезда к месту работы и обратно;
суточные расходы на время следования к месту работы и обратно;
оплату найма жилого помещения (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилье).
Исходными данными для расчета объема на оказание указанной финансовой поддержки являются:
численность безработных граждан, переезжающих в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся профессии (специальности) в год - 160 человек.
Средства на оплату проезда к месту работы и обратно проезда 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
средняя стоимость проезда - 3050 рублей;
количество поездок к месту работы и обратно - 2 раза на время действия срочного трудового договора.
Годовой объем средств, необходимых на оплату транспортных расходов 160 безработным гражданам, составляет 976,0 тыс. рублей.
Средства на оплату суточных расходов для 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
суточные расходы - 100 рублей в сутки;
количество суток в пути в обе стороны - 4 дня.
Годовой объем средств, необходимых на оплату суточных расходов 160 безработным гражданам, составляет 64,0 тыс. рублей.
Средства на оплату временного найма жилого помещения рассчитываются исходя из следующих нормативов:
оплата проживания - 550 рублей в сутки;
количество суток - 90 дней.
Годовой объем средств, необходимых на оплату временного найма жилого помещения 160 безработным гражданам, составляет 7920,0 тыс. рублей.
Итого объем средств на расходы при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в год составит 8960,0 тыс. рублей.
2. Финансовая поддержка безработных граждан и членов их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности) предусматривает:
оплату проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
суточные расходы на время следования к новому месту жительства;
единовременное пособие в зависимости от территории переселения.
Исходными данными для расчета объема на оказание указанной финансовой поддержки являются:
численность безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности), - 1680 человек, в том числе:
количество безработных граждан - 630 человек;
количество членов семей безработных граждан - 1050 человек.
Средства на оплату проезда к новому месту жительства рассчитываются исходя из следующих нормативов:
средняя стоимость проезда - 3050 рублей;
количество поездок к новому месту жительства - 1.
Годовой объем средств, необходимых на оплату проезда 1680 человек, составляет 5124,0 тыс. рублей.
Средства на оплату провоза багажа безработного гражданина и членов его семьи рассчитываются исходя из следующих нормативов:
оплата 5-ти тонного контейнера для перевозки багажа - 20000 рублей;
количество контейнеров - 1.
Годовой объем средств необходимых на оплату провоза багажа 12600,0 тыс. рублей.
Средства на оплату суточных расходов на 1 человека рассчитываются исходя из следующих нормативов:
суточные расходы - 100 рублей в сутки;
количество суток в пути следования к новому месту жительства - 2 дня.
Годовой объем средств необходимых на оплату суточных расходов 1680 гражданам составляет 336,0 тыс. рублей.
Средства на выплату единовременного пособия рассчитываются для безработных граждан и членов их семей, переселяющихся в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности), исходя из следующих нормативов:
размеры выплат единовременного пособия аналогичные установленным для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7 "О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей";
число граждан, переселяющихся в стратегически важные для Российской Федерации районы Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, составит 210 безработных граждан и 350 человек членов их семей, размер выплаты безработным гражданам, переселяющимся в районы Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, - 120,0 тыс. рублей безработному гражданину и по 40,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств, необходимых на выплату единовременного пособия, составляет 39200,0 тыс. рублей;
число граждан, переселяющихся в другую стратегически важную для Российской Федерации территорию, за исключением районов Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, составит 210 безработных граждан и 350 человек членов их семей, размер выплаты безработному гражданину 60,0 тыс. рублей и по 20,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств необходимых на выплату единовременного пособия составляет 19600,0 тыс. рублей;
число граждан, переселяющихся в другую местность, не отнесенную к стратегически важным территориям, составит 210 безработных граждан и 350 человек членов их семей, размер выплаты безработному гражданину 40,0 тыс. рублей и по 15,0 тыс. рублей членам его семьи. Объем средств, необходимых на выплату единовременного пособия, составляет 13650,0 тыс. рублей;
Годовой объем средств на выплату единовременного пособия 1680 гражданам составляет 72450,0 тыс. рублей.
Реализация законопроекта, начиная с 2012 года, будет осуществляться за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Роструду в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не требует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.