Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" (далее - законопроект) разработан Минприроды России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (от 12 июня 2010 г. N ВП-П9-3955, пункт 1) и в целях реализации поручения Президента Российской Федерации (от 6 июня 2010 г. N Пр-1640) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 г.
Целью законопроекта является создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Законопроектом предлагается уточнить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, а также утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.
В рамках имеющихся полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов субъектам Российской Федерации предоставляется право утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости. Предлагаемая мера позволит сократить количество отходов, направляемых на захоронение, и будет способствовать экономии материальных и природных ресурсов.
Для информационного обеспечения выполнения вышеуказанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав получателей данных статистического учета в области обращения с отходами.
Законопроектом устраняется несоответствие правовых норм закона "Об отходах производства и потребления" в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, а также по приему отчетности, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке (статьи 6, 18 и 19).
Предлагаемые уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не приведут к появлению новых расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку указанные полномочия уже установлены в действующих законодательных актах.
Предлагается также законодательно закрепить освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду. Реализация этой нормы будет стимулировать создание экологически безопасных объектов размещения отходов.
В законопроекте предлагается установить обязанность производителя (импортера) продукции за использование (утилизацию), обезвреживание и (или) захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "О концессионных соглашениях" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части устранения несоответствия в понятийном аппарате.
Вступление законопроекта в силу предусмотрено с 1 января 2012 года.
Этот период необходим для внесения соответствующих изменений в ведомственные акты Минприроды России и Росстата.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" (далее - федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О Порядке использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства" - в части обеспечения использования, обезвреживания и захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), после утраты потребительских свойств.
Срок подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минрегион России, Минпромторг России.
Принятие федерального закона потребует также внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
1. Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 г. N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2010 г., N 16938) - в части изменений, касающихся представления субъектами малого и среднего предпринимательства, не относящимися к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Срок подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
2. Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2010 г., N 16796) - в части изменений, касающихся установления соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Срок подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
3. Приказ Росстата от 28 января 2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" - в части включения в список получателей данных в области обращения с отходами по форме N 2-ТП (отходы), систематизированных на уровне субъекта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Срок подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Росстат, Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.