Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 225461-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребёнка-инвалида), внесённый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, Е.А. Вторыгиной, К.Н. Новиковой, Н.А. Останиной, О.Л. Михеевым, А.В. Терентьевым, Е.Б. Мизулиной, А.Г. Аксаковым, А.В. Кузьминой, Т.Н. Москальковой, А.В. Беляковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 ноября 2010 г. (протокол N 247, пункт 26) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей повторно рассмотрел проект федерального закона N 225461-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребёнка-инвалида) (новая редакция), внесённый депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, Е.А. Вторыгиной, К.Н. Новиковой, Н.А. Останиной, О.Л. Михеевым, А.В. Терентьевым, Е.Б. Мизулиной, А.Г. Аксаковым, А.В. Кузьминой, Т.Н. Москальковой, А.В. Беляковым, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предусматривается расширение направлений распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала путем предоставления возможности его использования для лечения и реабилитации ребенка-инвалида.
2. К одному из элементов концепции законопроекта относится предоставляемая им возможность реализации права на материнский (семейный) капитал до достижения ребенком, с чьим рождением связывается право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.
3. Необходимо учитывать, что средства материнского (семейного) капитала не являются возобновимыми в настоящее время, право на его использование прекращается в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме, а их повторное использование не допускается. Поскольку использование средств материнского (семейного) капитала в целях реализации прав, обеспечение которых является обязательством государства, не должно трактоваться как уклонение государства от своих обязательств, законопроект был дополнен положениями, предусматривающими компенсацию гражданам понесенных расходов.
4. Вместе с тем, при доработке рассматриваемого проекта федерального закона были не в полной мере учтены предложения Комитета, высказанные на заседании Комитета 7 сентября 2010 года (протокол N 91). Предложенный авторами механизм компенсации не проработан в достаточной степени, что не позволяет ожидать эффективной реализации предлагаемых норм. Представляется, что соответствующие положения должны были найти отражение непосредственно в проекте федерального закона и регулирование указанных отношений не может быть возложено на Правительство Российской Федерации.
5. Помимо изложенного следует отметить, что по законопроекту имеется ряд юридико-технических и лингвостилистических замечаний, в том числе со стороны Правового управления Государственной Думы.
В частности, вызывает возражение употребление в законопроекте понятия "лечение", которое не имеет легального определения в законодательстве Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере охраны здоровья граждан. Кроме того, положения части 3 предлагаемой законопроектом статьи 12.1 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части, касающейся применения словосочетания "государственные бюджеты", необходимо соотнести с определением понятия "бюджетная система Российской Федерации" (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Общеправовой принцип формальной определенности права предполагает, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным. Иное означало бы возможность неоднозначного понимания и истолкования закона и, по сути, произвольного его применения.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, нарушение принципа формальной определенности норм, напротив, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу (Постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П и от 30 июля 2001 года N 13-П).
Кроме того, законопроект, устанавливая новое направление использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не вносит необходимые изменения в часть 2 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которой урегулированы отношения, связанные с механизмом финансового обеспечения расходов, связанных с использованием указанных средств по соответствующему направлению.
6. Авторы законопроекта предлагают возвратный метод использования материнского капитала на лечение и реабилитацию детей-инвалидов. То есть средства, истраченные на указанные цели, должны быть возвращены в Пенсионный фонд для того, чтобы они могли использоваться в дальнейшем. Однако в текст законопроекта авторами не были включены нормы, которые бы четко регламентировали решение одной из концептуальных задач законопроекта, сводящейся к тому, что эти средства предоставляются на временной основе с обязательным их возвратом.
Следует также учитывать, что при условии использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме соответствующее право прекращается, а сертификат не возобновляется (пункт 6 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"). При этом в законопроекте отсутствуют положения, направленные на решение данного вопроса в случае использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме для лечения и реабилитации ребенка-инвалида.
7. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает на том основании, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление детям-инвалидам медицинских и реабилитационных услуг на бесплатной основе за счет бюджетных средств. Введение предлагаемого законопроектом нового направления использования средств материнского (семейного) капитала, по мнению Правительства Российской Федерации, фактически приведет к переложению бремени расходных обязательств государства в сфере охраны здоровья детей-инвалидов на их родителей (усыновителей), получивших дополнительную целевую государственную поддержку в виде указанных средств (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 08.02.2011 N 450п-П12).
8. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 225461-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребёнка-инвалида).
Первый заместитель |
Н.Н. Карпович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.