Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 598252-5 "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс РФ) не делает различий между работником - гражданином Российской Федерации и работником-иностранцем, хотя российское законодательство такие различия закрепляет.
Так, например, в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранный гражданин не вправе находиться на муниципальной или государственной службе, если это не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Кроме того, иностранный гражданин не может быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации (самолета, вертолета, дирижабля и др.), а также быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
А в соответствии с частью 1 статьи 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации.
Однако в Трудовом кодексе РФ нет упоминания о том, что отсутствие российского гражданства при приеме на работу не является дискриминацией человека, как это сделано в отношении ограничений, связанных с требованиями, свойственными тому или иному виду труда, а также обусловленными особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В связи с этим законопроект предлагает закрепить в статье 3 Трудового кодекса РФ положение о том, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые вызваны отсутствием гражданства Российской Федерации, не являются дискриминацией человека.
Еще одну проблему, которую предлагает решить данный законопроект, является отток бюджетных средств за границу через оплату труда иностранных граждан.
Проблема гастарбайтеров стоит в России сейчас особенно остро. С одной стороны, трудовые мигранты насыщают рынок низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой - способствуют оттоку денег из страны, подпитывают преступность, обостряют межэтническую и социальную напряженность, выдавливая с рынка труда граждан России. Ситуацию усугубляет коррупция и прогрессирующий экономический кризис.
В этой ситуации необходимо законодательно закрепить запрет на использование иностранной рабочей силы, если оплата его труда должна производиться из бюджетных средств. Консолидированный бюджет России не должен служить обогащению иностранцев.
Законопроект не ставит своей целью полностью запретить наем иностранных рабочих, но сохраняет эту возможность только для организаций, в которых не участвуют бюджетные средства.
Таким образом, уже имеющиеся в российском законодательстве ограничения для иностранных граждан при поступлении на работу, настоящий законопроект предлагает усилить положением о том, что в случаях, если лицу, поступающему на работу, оплата должна производиться из средств, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, данное лицо обязано предъявить документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации.
Исключением из этого правила является поступление на работу в образовательные учреждения и научные организации, а также случаи, предусмотренные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Внесение изменений в Трудовой кодекс РФ не потребует внесения изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку пункт 1 статьи 14 данного Федерального закона уже закрепляет положение о том, что иностранный гражданин не имеет права заниматься деятельностью, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (подпункт 6).
Данный законопроект направлен на совершенствование трудового законодательства и оттоку бюджетных средств России за границу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.