Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 284072-4 "Общий технический регламент "О водоотведении"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона - общего технического регламента "О водоотведение" подготовлен во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и направлен на реализацию "Концепции государственной политики в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов", принятой Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2000 г., в основу которой заложен принцип: "Постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные объекты". Реализация этого принципа с учетом экосистемного подхода видится в установлении системы целевых показателей качества воды в водных объектах (ЦПКВ).
Такой подход позволяет перейти от действующей, явно утратившей свою эффективность, системы нормирования качества отводимых в водные объекты сточных вод по методически недостаточно обоснованным перечням показателей, определяемых в форме предельно допустимых сбросов (ПДС) и/или временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ. При этом, определение объемного содержания и концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, как правило, производится на основе отнесения водного объекта к объекту рыбохозяйственного значения, что приводит к неоправданному ужесточению норм ПДС и ВСС, которые, в большинстве случаев, не выполняются.
Конечная цель проекта федерального закона- общего технического регламента "О водоотведении"- достижение целевых показателей качества воды в водных объектах- с одной стороны не противоречит принципу установления ПДС, с другой стороны предусматривает учет всех источников воздействия на водные объекты, включая диффузные источники загрязнения.
Введение системы целевых показателей качества воды в водных объектах в России позволит гармонизировать основные подходы к управлению водопользованием и охране водных объектов с принятыми в странах Европейского союза .
Проект федерального закона направлен также на упрощение процедуры установления нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты и в системы водоотведения, сведение к минимуму влияния на эти процедуры субъективного фактора, поскольку является законом прямого действия.
Установленные проектом федерального закона нормы не позволяют водопользователю повышать уровни сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, других негативных воздействий на водные объекты и на иные компоненты природной среды по сравнению с фактически достигнутыми показателями состава и свойств сточных вод.
Установленные проектом федерального закона этапы снижения содержания загрязняющих веществ в сточных водах базируются на следующей схеме:
- фактически достигнутые показатели состава и свойств сточных вод;
- достижение требований, установленных с учетом использования наилучших доступных технологий;
- достижение целевых показателей качества воды в водных объектах.
Предложенные этапы обязывают водопользователя:
- заранее планировать и осуществлять мероприятия по поэтапному снижению вредного воздействия на экосистемы водных объектов;
- внедрять наилучшие доступные технологии;
- обеспечить достижение целевых показателей качества воды водных объектов.
ЦПКВ в водных объектах очерчивают граничные условия качества внутренних поверхностных вод, предотвращающие ухудшение и обеспечивающие достижение (поддержание) наилучшего возможного (достижимого) статуса водных и наземных экосистем, непосредственно зависящих от состояния водных объектов.
ЦПКВ в водных объектах устанавливаются в зависимости от приоритета достижения целевых функций, располагаемых в следующем порядке:
охрана здоровья населения с требованиями обеспечения качественной питьевой водой, а также предотвращение распространения заболеваний, связанных с водным фактором;
поддержание целостности экосистем, связанных с водными ресурсами территории (эффективная охрана водных объектов от всех форм деградации в пределах речных бассейнов);
обеспечение устойчивого социально-экономического развития территории;
восстановление естественного природного режима водных объектов.
Проектом федерального закона предусмотрены минимальные требования безопасности, предъявляемые к системам канализации и к сооружениям по очистке сточных вод.
В проекте федерального закона введены нормы обязательного подтверждения соответствия водоотведения требованиям технических регламентов, обязательности производственного контроля за водоотведением, государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами.
Принятие законопроекта позволит:
- создать правовую основу водоотведения, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с аналогичными подходами, действующими в Европейском Союзе;
- свести к минимуму влияние субъективного фактора при установлении нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
- водопользователям планировать инвестиции в осуществление водоохранных мероприятий, исходя из предусмотренных проектом федерального закона этапов;
- создать принципиально новые экономические механизмы стимулирования хозяйственной и иной деятельности в вопросах предотвращения негативного воздействия этих видов деятельности на экосистемы водных объектов;
- предоставить дополнительные гарантии инвесторам, осуществляющим инвестиции в развитие экономики страны;
Учитывая, что в течение трех лет после принятия технического регламента нормативом будут являться требования, установленные к сточным водам на момент вступления в силу федерального закона, а требования на основе наилучших доступных технологий устанавливаются специальными техническими регламентами, реализация федерального закона- общего технического регламента "О водоотведении", по экспертной оценке, не потребует дополнительных средств по сравнению с теми, которые были бы необходимы для достижения нормативов ПДС.
Принятие законопроекта отвечает одновременно как интересам общества по сохранению среды обитания, соблюдению требований экологической безопасности, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов, готовых вкладывать собственные средства в развитие экономики страны.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона (технического регламента) "О водоотведении"
I. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона (технического регламента) "О водоотведении"
1. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ; от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
4. Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 115-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 22.04.2003 N 49-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ; от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004));
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 31 июля 1998 г. следует читать как "155-ФЗ"
5. Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.04.2003 N 48-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ);
6. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2003 N 475);
7. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461);
8. Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. N 748 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 N 49);
9. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383;
10. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716;
11. Постановление Правительства РФ "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" от 13 сентября 1996 г. N 1097;
12. Положение о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. N 461;
13. Постановление Правительства РФ "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12 июня 2003 г. N 344 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410);
14. Постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. N 632 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463, решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49);
15. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (с изменениями, внесенными Постановлениями # Правительства РФ от 30.07.2004 N 401);
16. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. Утверждены Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 168;
17. Санитарные правила и нормы. "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения". СанПиН 2.1.7.573-96. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 31.10.1996 N 46;
18. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. СанПиН 2.1.5.980-00. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.062000;
19. Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" СП 2.2.1.1312-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.04.2003;
20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ". СанПиН 2.2.3.1384-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 11.06.2003;
21. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации". СанПиН 3.2.1333-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 105;
22. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций". СанПиН 2.2.3.1385-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 142;
23. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов". СанПиН 1.2.1330-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.05.2003 N 103;
24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". СанПиН 2.1.3.1375-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124;
25. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". СанПиН 2.1.1279-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35;
26. Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава и железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.05.2003;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30.05.2003"
27. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". СанПиН 2.1.7.1322-03. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80;
28. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". СП 2.3.6.1079-01. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31;
29. Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий. Методические указания МУ 2.1.5.1183-03. Утверждены Гласным санитарным врачом РФ от 11.01.2003;
30. Санитарные правила. Гигиенические требования к безопасности агрохомикатов. СП 1.2.1170-02. Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 23.10.2002 N 36.
II. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона (технического регламента) "О водоотведении"
1. Постановление Правительства РФ "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты" от 19 декабря 1996 г. N 1504;
2. Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208;
3. Положение о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных вод в системы канализации населенных пунктов. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая 1990 г. N 179 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310);
4. Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов. Утвержден Комитетом РФ по рыболовству 14 августа 1995 г. N 12-04-11/454;
5. Правила охраны поверхностных вод. Утверждены Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.
III. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию в связи с принятием Федерального закона (технического регламента) "О водоотведении"
1. Федеральный закон "О наилучших доступных технологиях".
Финансово-экономическое обоснование общего ввода в действие технического регламента "О водоотведении"
Общий технический регламент "О водоотведении" являясь законом прямого действия устанавливает обязательные, минимальные требования к составу и свойствам сточных вод всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Принимая во внимание, что на первом этапе, до перехода к установлению требований на основе принципа наилучших доступных технологий (9 лет после ввода в действие технического регламента), требования не будут более техническими чем действующие в настоящее время, дополнительных финансовых средств, на реализацию установленных техническим регламентом требований, не потребуется.
Требования к сточным водам объектов хозяйственной и иной деятельности, на основе принципа наилучших доступных технологий, будут устанавливаться в специальных технических регламентах, учитывающих технические и иные особенности этих объектов. В случае необходимости привлечения финансовых средств, на их реализацию, они будут учтены в этих специальных технических регламентах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.