Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 609009-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данная поправка направлена на реализацию права соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренного пунктом 1 статьи 11.1 "Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками" Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - ФЗ о соотечественниках). Статья 11.1 внесена в ФЗ о соотечественниках Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" N 179-ФЗ от 23 июля 2010 г., вступившим в силу 27 июля 2010 года. Соотечественникам возвращено право "на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства".
Особое отношение к соотечественникам в вопросе приобретения ими российского гражданства определено тем, что они своим происхождением тесно связаны с Россией. Во-первых, - это лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. Во-вторых, - это лица (уже независимо от национальности), сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации.
Для реализации права соотечественников на гражданство необходимо решить вопрос о документальном подтверждении статуса соотечественника. Такими документами или доказательствами (при отсутствии специального свидетельства соотечественника, исключенного из закона о соотечественниках Федеральным законом N 179-ФЗ от 23 июля 2010 г.) могут быть документы, перечисленные в п. 6 ст. 17 ФЗ о соотечественниках, подтверждающие соответственно:
"гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;
проживание за рубежом - для всех указанных лиц".
Данные документы требуются от абитуриентов, не являющихся гражданами России, поступающих в российские учебные заведения, для подтверждения их статуса соотечественников, которые имеют право на поступление и обучение наравне с гражданами России. Эти же документы могут быть востребованы и при решении вопроса об упрощенном приеме в гражданство лиц, относящих себя к соотечественникам.
Настоящий законопроект вносит поправку, направленную на реализацию права на упрощенный порядок получения гражданства РФ соотечественниками, проживающими за рубежом.
Поправка дополняет статью 14 частью 8, в которой соотечественнику, проживающему за рубежом, предоставляется право на получение гражданства без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "г" части первой статьи 13 ФЗ "О гражданстве РФ". Таким образом, соотечественник получает следующие возможности.
Во-первых, соотечественники могут обращаться с заявлением о приеме в гражданство за пределами России.
Данная возможность обусловлена снятием требований пункта "а" части первой статьи 13 ФЗ "О гражданстве РФ", в соответствии с которым необходимо прожить в России пять лет после получения вида на жительство, прежде чем получить право подать документы для приобретения гражданства. В этом отношении данная поправка приравнивает лиц, относящихся к соотечественникам, к лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией (ч. 3 ст. 13), а также гражданам и лицам, указанным в ч. 1 ст. 14 ФЗ "О гражданстве РФ".
Однако предлагаемая поправка не дублирует нормы действующего закона, содержащиеся в ч. 3 ст. 13 и ч. 1 ст. 14, и не отменяет их, как не заменяет и других частей статьи 14 об упрощенном принятии в гражданство РФ, поскольку круг лиц, на которых распространяются указанные нормы, и круг тех, кто относится к соотечественникам, хоть и пересекаются, но не совпадают полностью.
Во-вторых, соотечественник имеет право не отказываться от иного, уже имеющегося гражданства. (Снято условие пункта "г" части первой статьи 13 ФЗ "О гражданстве РФ"). Данная поправка обоснована тем, что законодательство РФ не запрещает гражданину России иметь также иное гражданство. Принятие ее будет способствовать большей мобильности соотечественников, укоренившихся за рубежом, отвечает государственной политике привлечения соотечественников к активному участию в модернизации страны.
В действующем Федеральном законе "О гражданстве РФ" отказ от иного гражданства не требуется от ветеранов Великой Отечественной войны, от лиц, имеющие особые заслуги перед государством, и тех, кто приобретает гражданство РФ в соответствии с международными договорами об упрощенном порядке приобретения гражданства. Среди названных категорий есть и соотечественники, но не все соотечественники относятся к лицам, подпадающим под указанные нормы. Т.е. предлагаемая поправка не дублирует и не отменяет действующие нормы.
Статья 2 законопроекта устанавливает срок 6 месяцев после официального опубликования закона до вступления его в законную силу для внесения в подзаконные акты и административные регламенты соответствующих поправок, необходимых в связи с принятием данного законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребуется внести изменения в следующие подзаконные акты:
1) в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. N 1325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4571; 2004, N 1, ст. 16; 2006, N 45, ст. 4670; 2007, N 31, ст. 4020; 2008, N 29, ст. 33476; 2009, N 34, ст. 4170; N 43, ст. 5049), в части предоставления соотечественникам, проживающим за рубежом, права на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с предлагаемой законопроектом частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002г N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" без требования переезда на территорию Российской Федерации и отказа от имеющегося иного гражданства;
2) в Административный регламент МИД России исполнения государственной функции по вопросам гражданства, утвержденный приказом МИД России от 16.06.2008 г. N 7491, в части предоставления гражданства в упрощенном порядке соотечественникам, находящимся за рубежом в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.