Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 608695-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути"
Досье на проект федерального закона
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Законопроект создается в целях принятия мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути.
Эти меры включают навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также обеспечение ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов и проводки судов по рекомендованным маршрутам в акватории Северного морского пути.
Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие существующей системы управления Северным морским путем Морской доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, в части обеспечения национальных интересов в Арктике.
Существующие Правила плавания по Северному морскому пути, утвержденные Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 г., соответствуют требованиям статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, предоставляющей право прибрежным государствам принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдом большую часть года районах в пределах исключительной экономической зоны.
Однако реформы России начала 90-х годов внесли существенные изменения в систему управления Северным морским путем и организацию ледокольной проводки судов по Северному морскому пути.
В настоящее время атомные ледоколы находятся в хозяйственном ведении ФГУП "Атомфлот", подведомственного ГК "Росатом".
Дизельные линейные ледоколы находятся в хозяйственном ведении ФГУП "Росморпорт", подведомственного Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот), и ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ОАО "ДВМП") в соответствии с договорами, заключенными с Росимуществом по согласованию с Росморречфлотом.
Этими договорами государство предоставило право компаниям управлять ледоколами (осуществлять технический и кадровый менеджмент), а также право и обязанность взимать плату за оказываемые услуги по проводке судов ледоколами.
Государство не предоставило право осуществлять проводку судов в акватории Северного морского пути ФГУП "Атомфлот", ФГУП "Росморпорт" и ОАО "ДВМП".
Функции по проводке судов в акватории Северного морского пути, выполняемые Штабами морских операций - структурными подразделениями этих компаний - не закреплены законодательными актами Российской Федерации.
Услуги по проводке судов в акватории Северного морского пути, оказываемые Штабами морских операций, должны осуществляться государственной организацией.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти" принято решение о создании Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот осуществляет функции по управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта и оказанию государственных услуг.
В ходе инвентаризации функций в области морского транспорта, проводимой в рамках административной реформы, функции по ледокольному обеспечению и регулированию судоходства в акватории Северного морского пути исключены из Положения о федеральном органе исполнительной власти в области транспорта на том основании, что это не определено федеральным законодательством.
Правила плавания по Северному морскому пути 1990 года не правомочны регулировать судоходство в акватории Северного морского пути, поскольку Администрация Северного морского пути, как уполномоченная Правительством Российской Федерации государственная организация, ликвидирована, а судовладельцы (операторы) ледокольного флота и государственные морские пароходства, включая их подразделения - Штабы морских операций, приватизированы.
Таким образом, основная цель государственных реформ - разделение функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создание адекватной системы государственного регулирования, в части судоходства в акватории Северного морского пути, не достигнута.
Для регулирования судоходства по Северному морскому пути (включая плавание судов под иностранным флагом), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти должны быть разработаны Правила плавания в акватории Северного морского пути.
2. Идея законопроекта
Основной идеей законопроекта является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути.
3. Цель законопроекта
Законопроект направлен на обеспечение выполнение задач Российской Федерации в Арктике, Морской доктрины Российской Федерации, в том числе на обеспечение национальных интересов России в отношении Северного морского пути, централизованное управление этой транспортной системой, обеспечение безопасности мореплавания и защиты окружающей среды Арктического региона, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
Кроме того, законопроект дает определение акватории Северного морского пути.
4. Соответствие существующей системы управления Северным морским путем Морской доктрине Российской Федерации в части обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике
Основополагающим документом, определяющим национальную морскую политику России, является "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденная Президентом Российской Федерации 28 июля 2001 г. (N Пр-1387).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Морской доктрины следует читать как "27 июля 2001 г."
Согласно этому документу задачи Российской Федерации в Арктике состоят в следующем:
исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства;
обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе и иностранным;
сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;
обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота;
государственное финансирование затрат на содержание, строительство и эксплуатацию ледоколов и транспортных судов ледового класса, в первую очередь с атомными энергетическими установками, создание специализированной системы базирования;
консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов Российской Федерации для развития арктического судоходства, морских и речных устьевых портов и осуществления Северного завоза, а также информационных систем, обеспечивающих указанную деятельность.
Необходимость реформирования системы управления Северным морским путем обусловлена тем, что существующая система управления ледокольными операциями на Северном морском пути противоречит положениям Морской доктрины Российской Федерации.
Национальная транспортная коммуникация России в Арктике - Северный морской путь - оказалась под управлением компаний-судовладельцев ледокольного флота, оперирующих ледоколами, на условиях доверительного управления или аренды.
До 2003 года арктический ледокольный флот и обеспечивающие арктическую навигацию службы содержались за счет двух финансовых источников: федерального бюджета и поступлений от оплаты услуг ледокольного флота.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 1528-р с 2003 года прекращено субсидирование содержания ледокольного флота за счет средств федерального бюджета.
Предусмотрено, что финансирование текущих эксплуатационных расходов на содержание ледокольного флота, обеспечивающего проводку судов в акватории Северного морского пути, включая мероприятия по продлению ресурса атомных паро-производящих установок, должно осуществляться за счет средств, поступающих от оплаты услуг ледокольного флота, регулируемых в установленном порядке.
С переходом на финансирование содержания атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания из одного источника, тарифы оплаты пользователями услуг атомного ледокольного флота были существенно повышены и продолжали ежегодно повышаться в связи с инфляцией и быстрым ростом цен на ядерное топливо.
Не в последнюю очередь именно из-за высоких тарифов крупнейшие ресурсодобывающие компании, работающие в Арктике, приступили к осуществлению дорогостоящих проектов по строительству за счет собственных средств транспортных судов усиленного ледового класса для транспортировки своей продукции, а также ледоколов-снабженцев для обеспечения безопасной работы терминалов и нефтедобывающих платформ.
В связи с планами Российской Федерации по освоению шельфовых арктических месторождений значение Северного морского пути в будущем будет только увеличиваться.
Однако роль государства на Северном морском пути в настоящее время ослаблена. Реальных действий по реализации задач Морской доктрины в Арктике не предпринимается.
В целях создания конкурентных условий, а также учитывая геополитическое и оборонное значение Северного морского пути, инфраструктура арктической морской транспортной системы должна финансироваться за счет государства.
Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие существующей системы управления Северным морским путем Морской доктрине Российской Федерации, в части обеспечения национальных интересов в Арктике.
5. Проблемы, сдерживающие транзитные и региональные перевозки по трассам Северного морского пути, можно разделить на две:
законодательные;
организационные.
Законодательные:
Существующая нормативная правовая база и система управления арктическими морскими операциями была создана в период государственного монополизма и органично вписывалась в систему производственных отношений.
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. предоставлено право прибрежным государствам, в пределах исключительной экономической зоны, принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил в районах покрытых льдом в течение большей части года.
Эти права также закреплены в статье 32 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне".
Правила плавания по Северному морскому пути с момента их опубликования в июле 1991 года в "Извещениях мореплавателям" регулируют на недискриминационной основе судоходство в акватории Северного морского пути для судов всех государств.
За последние 10 лет ситуация кардинально изменилась.
Это связано, прежде всего:
с появлением частных судоходных компаний;
с появлением частных грузовладельцев;
с началом освоения шельфовых месторождений арктических морей;
с увеличением научных исследований в Арктике;
с повышением требований к судам, осуществляющим перевозку углеводородного сырья и опасных грузов;
с повышением внимания иностранных, прежде всего приарктических государств, к развитию судоходства в Арктике.
Основываясь на статье 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., необходимо начать разработку современной нормативной правовой базы.
Законопроект призван уточнить правовой статус и границы акватории Северного морского пути, а также статус Администрации Северного морского пути, создаваемой в форме федерального государственного учреждения.
В федеральном законодательстве необходимо определить федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения арктической морской среды с судов, включая проводку судов по рекомендованным маршрутам, в акватории Северного морского пути, а также по ледокольной проводке судов и ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути, внеся изменения в соответствующие федеральные законы.
Организационные:
Арктический морской транспортный коридор относится к транспортным коммуникациям, инфраструктура которого должна субсидироваться государством, причем в период восстановления субсидироваться значительно.
Поэтому возникают вопросы: как совместить задачу по возмещению затрат и задачу по обеспечению доступности этих услуг, как наиболее эффективно применять субсидии.
При плавании судов в акватории Северного морского пути Администрацией Северного морского пути предусматривается взимание арктического корабельного сбора за услуги по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения арктической морской среды с судов, включая проводку судов по рекомендованным маршрутам.
Ставки арктического корабельного сбора и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, дальности проводки судна и сезона навигации.
Тарифы на услуги, оказываемые в акватории Северного морского пути по ледокольной проводке судов судовладельцами ледокольного флота на основе договоров, ледовой лоцманской проводке судов, и правила применения тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, с учетом вместимости судна, ледового класса судна, дальности проводки судна и сезона навигации.
6. Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути
В связи с этим, для решения вышеуказанных проблем, в тексте законопроекта вносятся изменения в три федеральных закона:
от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации";
от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Принятие законопроекта позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также ледокольное сопровождение.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.