Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 468542-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства" (в части регистрации по месту жительства и месту пребывания в жилом доме на территории садоводческого и дачного некоммерческого объединения граждан)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения с статью 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) и статью 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1), предусматривающие право граждан на строительство на садовом земельном участке жилого дома с правом регистрации в нем по месту жительства, если такой садовый земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, и (или) жилого дома с правом регистрации в нем по месту пребывания, если такой садовый участок отнесен к землям иных категорий.
Законопроектом также предлагается дополнить пункт 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ положением, согласно которому граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут осуществлять территориальное общественное самоуправление в установленном действующим законодательством порядке.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения не могут быть поддержаны в связи со следующим.
Согласно абзацу второму статьи 1 действующей редакции Закона N 66-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Таким образом действующим земельным законодательством не предусмотрено строительство на садовом земельном участке жилого дома вне зависимости от категории земель, к которой такой участок отнесен. Кроме того, строительство жилого дома на садовом земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, противоречит такому целевому назначению земельного участка.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 N 7-п абзац второй статьи 1 Закона N 66-ФЗ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 N 13-47-п признано не соответствующим Конституции Российской Федерации также положение абзаца второго статьи 1 Закона N 66-ФЗ в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строения, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. При этом Конституционный суд Российской Федерации исходил из того, что регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения) сама по себе не может изменить целевого назначения этих земельных участков, поскольку Закон N 5242-1 не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 N 13-п
Таким образом, законопроект не дает надлежащего понимания правового режима садового земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным не поддерживает проект федерального закона N "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.