Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для граждан не исключается возможность прописаться по месту жительства в принадлежащих им жилых строениях на садовых участках, даже если последние отнесены к с/х землям.

Условие для этого - названные строения должны быть пригодными для проживания.

К таким выводам пришел КС РФ при проверке положений, закрепляющих понятие "садовый земельный участок".

Следует отметить, что ранее (в 2008 г.) внимание КС РФ уже привлекал подобный вопрос.

Тогда он признал неконституционными эти же нормы в той части, в которой они запрещают гражданам регистрироваться в таких же строениях на садовых участках, которые относятся к землям населенных пунктов.

На этот раз эти же положения признаны неконституционными в части, касающейся аналогичных строений на садовых участках, отнесенных к с/х землям.

Как пояснил КС РФ, цель института регистрации - информирование гражданином государства о своем реальном месте жительства.

Прописка граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях на садовых участках (безотносительно к тому, являются они землями населенных пунктов или с/х назначения) сама по себе не может изменить целевое назначение этих участков.

Возможность регистрации по месту жительства не связана с целевым назначением участка, на котором возведено жилое строение.

Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Это требуется, в т. ч., для того, чтобы избежать осложнения деятельности органов публичной власти. Они должны знать о том, где он фактически проживает, а не формально прописан.

С учетом этого названным собственникам нужно учитывать, что их прописка не ведет к тому, что территория приобретает статус населенного пункта. Соответственно, это не возлагает на органы власти обязанности по ее благоустройству, созданию транспортной инфраструктуры и т. д. Поэтому такие граждане должны осознанно принимать подобные возможные неудобства.

Также КС подчеркнул, что федеральный законодатель может уточнить критерии реализации собственниками земли права возводить на ней здания, сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство другим лицам с учетом различного целевого назначения дачных и садовых участков.


Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3991, в "Российской газете" от 8 июля 2011 г. N 147, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 5