Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

КС РФ проверил конституционность норм об административной ответственности за одно из правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Речь идет о незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан с применением техники (самоходных машин, механизмов и т. д.).

В этом случае предусмотрена ответственность в виде штрафа с применением конфискации орудия совершения нарушения.

Эти положения признаны неконституционными.

Они являются таковыми в той мере, в какой позволяют применять конфискацию соответствующего имущества, собственником которого является не нарушитель, а иное лицо, не привлеченное к ответственности за это нарушение и не признанное виновным в нем.

Как пояснил КС РФ, такая конфискация имущества применяется независимо от того, принадлежит ли оно нарушителю или передано ему для использования в законных целях собственником (непосредственно либо через арендатора и т. п.).

При этом собственник этого имущества, если он не является привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав.

КоАП РФ не только не требует привлекать его к участию деле, но и делает это бессмысленным. Никакие его возражения не могут исключить применение конфискации. Соответственно, оспариваемые нормы несоразмерно ограничивают право частной собственности.

Между тем признание данных положений неконституционными не означает, что исключена возможность привлечь к административной ответственности юрлицо-собственника орудия совершения правонарушения. Такое допустимо, если будет установлено, что это имущество было им передано другим лицам для противоправной деятельности.

Также КС РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, учитывая схемы, которые используются для уклонения от санкций в лесопромышленном комплексе, вправе принимать меры.

В частности, он может установить административную ответственность для собственника лесозаготовительной техники, использующего такие схемы.


Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект"


Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 11 мая 2011 г. N 98, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2769, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 4