Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2011 г. N 93-Г11-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Птицыной Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Магаданской области об оспаривании пункта 10 статьи 8, пункта 5 статьи 9 Закона Магаданской области от 10 июля 2002 г. N 258-ОЗ "О Магаданской областной Думе" по кассационной жалобе Магаданской областной Думы на решение Магаданского областного суда от 18 апреля 2011 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Магаданской областной Думы по доверенности Клюшенковой С.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения старшего помощника прокурора Магаданской области Шайкиной Э.А. о законности решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Закон Магаданской области "О Магаданской областной Думе" N 258-03 принят Магаданской областной Думой 20 июня 2002 г., подписан губернатором области 10 июля 2002 г., первоначальный текст документа официально опубликован в газете "Магаданская правда", N 079 (19002), 17.07.2002 (далее - Закон).
В названный закон вносились изменения.
Пунктом 10 статьи 8 Закона (в ред. Закона Магаданской области от 29.07.2009 N 1180-ОЗ), регламентирующей гарантии осуществления депутатской деятельности, предусмотрено, что депутат Магаданской областной Думы обеспечивается защитой его жизни и здоровья, а также членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом и областным законодательством.
Жизнь и здоровье депутата Магаданской областной Думы подлежит обязательному страхованию на сумму, равную годовому денежному содержанию депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, установленной на момент страхования, на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий депутата Магаданской областной Думы.
В случае смерти депутата, наступившей в связи с исполнением депутатом полномочий депутата, членам его семьи назначается дополнительно к трудовой пенсии ежемесячное пособие в размере 11 700 рублей. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Ежемесячное пособие к трудовой пенсии членам семьи увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 9 Закона (в редакции Законов Магаданской области от 16.12.2005 N 642-ОЗ, от 24.11.2008 N 1059-ОЗ, от 30.12.2010 N 1352-ОЗ) лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области в Магаданской областной Думе не менее трех лет, в случае прекращения полномочий по государственной должности Магаданской области в связи с прекращением полномочий Магаданской областной Думы, отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпунктах "а", "д", "е" пункта 3 статьи 10 данного Закона, в течение одного календарного года со дня наступления указанных обстоятельств ежемесячно выплачивается компенсация в размере денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области, а в случае его устройства на новое место работы в течение указанного года - доплата (компенсация) до размера денежного вознаграждения, если зарплата по новому месту работы ниже денежного вознаграждения, которое данное лицо получало при замещении государственной должности Магаданской области. Период выплаты компенсаций, указанных в данном пункте, составляет в совокупности один год.
Лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области менее трех лет, в случае отставки с указанной должности по основаниям, указанным в подпункте "а", "д", "е" пункта 3 статьи 10 данного Закона, выплачивается единовременное пособие в размере его месячного денежного вознаграждения.
Указанные выплаты производятся за счет средств областного бюджета.
Прокурор Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенных правовых норм, указав в обоснование, что предусматривая в оспариваемой части Закона обязательное страхование за счет средств областного бюджета жизни и здоровья депутатов Магаданской областной Думы, а также выплату в случае смерти депутата, наступившей в связи с исполнением полномочий, членам его семьи ежемесячного пособия, законодатель субъекта превысил предоставленные ему статьей 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия в части установления гарантий депутатской деятельности.
Кроме того, региональным законодателем в нарушение статей 3, 6, 64, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации введена социально-трудовая гарантия лицам, замещавшим государственные должности и высвобожденным после окончания срока полномочий, что также, по мнению прокурора, выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Магаданской области заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Магаданской областной Думы требование прокурора не признал.
Обжалуемым решением заявление прокурора Магаданской области удовлетворено.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в виду неправильного применения норм материального права и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность регулируются федеральными конституционными законами, названным федеральным законом, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Пунктом 10 статьи 8 Закона предусмотрено обязательное страхование за счет средств областного бюджета жизни и здоровья депутатов Магаданской областной Думы на случай причинения вреда здоровью и имуществу депутата в связи с исполнением им депутатских полномочий.
Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве положения пункта 3 статьи 927, пункта 1 статьи 969 и пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделал обоснованный вывод о том, что обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий за счет соответствующего бюджета может быть предусмотрено федеральным законодательством, следовательно, Магаданская областная Дума, устанавливая обязательное страхование за счет средств областного бюджета жизни и здоровья депутатов Думы на случай причинения вреда здоровью и имуществу депутатов, вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
В связи с указанным, Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что законодатель самостоятельно осуществил страхование депутатов Думы в качестве дополнительной меры социального обеспечения.
С учетом положений статей 1084, 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения в случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, суд сделал правильным вывод о том, что регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, также является предметом ведения Российской Федерации.
С доводом кассационной жалобы о том, что действующему федеральному законодательству не противоречит установление законодателем субъекта Российской Федерации дополнительного пенсионного обеспечения отдельным категориям граждан (членам семьи депутата), Судебная коллегия также не может согласиться, поскольку основанием предоставления такого обеспечения является причинение вреда жизни депутата, что регулируется федеральным законодательством.
Как следует из содержания пункта 5 статьи 9 Закона, субъект Российской Федерации установил выплаты за счет средств областного бюджета лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области в Магаданской областной Думе по окончании срока их полномочий по определенным основаниям.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из положений статей 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, названные гарантии могут быть предоставлены исключительно на период выполнения полномочий, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
На основании изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, сделав правильный вывод о том, что Магаданская областная Дума, устанавливая обязательное страхование жизни и здоровья депутатов Магаданской областной Думы, выплату в случае смерти депутата, наступившей в связи с исполнением полномочий, членам его семьи ежемесячного пособия, а также устанавливая выплаты за счет средств областного бюджета лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области в Магаданской областной Думе по окончании срока их полномочий, вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к неправильному толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магаданского областного суда от 18 апреля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Магаданской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Пирожков В.Н. |
Судьи: |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2011 г. N 93-Г11-2
Текст определения официально опубликован не был