Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 53-Г11-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.A. Калининой,
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Хохлова А.А. и Гусевой Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Указа Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-УГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" по кассационной жалобе Губернатора Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 10 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Губернатора Красноярского края по доверенности Е.А. Полевой, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Гусевой Н.В. адвоката С.В. Викторовой, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Губернатором Красноярского края 4 апреля 2005 года принят Указ N 25-УГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", который 15 марта 2010 года опубликован в издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края".
Пунктами 1 и 4 названного Указа утверждены Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения и Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Хохлов А.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в Красноярский краевой суд с заявлением об оспаривании пункта 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого в части слов "выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края"; пункта 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в части слов "по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения"; пункта 2 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения в части слов "но не позднее, чем за год до достижения 23-летия".
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что оспариваемые нормы приняты в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и нарушают его право на постановку на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Гусева Н.В. обратилась в Красноярский краевой суд с заявлением об оспаривании п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в части слов "по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения", в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат требованиям федерального законодательства и нарушают ее право на постановку на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 9 февраля 2011 года заявления Хохлова А.А. и Гусевой Г.В. объединены в одно производство.
В судебном заседании Хохлов А.А. и представители по доверенности Гусевой Н.В. - Давыдович Т.Г. и Гончаров А.Е., поддержали заявленные суду требования.
Губернатор Красноярского края просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Красноярского краевого суда от 10 марта 2011 года заявленные Хохловым А.А. и Гусевой Н.В. требования удовлетворены частично.
Признаны недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункт 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (в редакции от 13 мая 2009 N 77-УГ) - Приложения 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-УГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" в части слов "выявленных и";
пункт 2 этого же нормативного акта в части слов "но не позднее чем за год до достижения 23-летия";
пункт 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 5 марта 2010 N 25-УГ) - Приложения 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-УГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" в части слов "которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения".
В кассационной жалобе Губернатор Красноярского края просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в принят Закон Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в редакции от 25.11.2010) "О защите прав ребенка" согласно которому дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения своды, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Во исполнение названного Закона Губернатором Красноярского края издан оспариваемый в настоящем деле Указ Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-УГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".
Оспариваемыми в настоящем деле нормами предусмотрено:
- пунктом 1 Порядка определено, что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов;
- в пункте 2 Порядка указан перечень необходимых документов для постановки на учет лиц указанной категории, при этом обращение лица для постановки на учет должно иметь место не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия;
- пунктом 5 Порядка установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Удовлетворяя заявленные требования применительно к п. 1 Порядка, суд правильно исходил из того, что оспариваемый Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей, противоречит федеральному законодательству и снижает уровень государственных гарантий на обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оспариваемые нормы являются ограничением по отношению к тем лицам, местом выявления которых не являлся Красноярский край, но которые проживают в настоящее время на территории Красноярского края. Данные лица лишены социальной поддержки органов государственной власти Красноярского края, что является дискриминационным по отношению к этим лицам по признаку происхождения и месту жительства.
Признавая противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 Порядка, суд обоснованно исходил из того, что ограничение права на предоставление документов для постановки на учет сроком один год до достижения 23-летия, то есть фактически, 22-летним возрастом, противоречит федеральному закону, поскольку социальная гарантия по предоставлению жилья распространяется на лиц до достижения 23-летнего возраста. Установление пресекательного срока Указом Губернатора Красноярского края для постановки на учет ограничивает права лиц данной категории на получение социальной гарантии.
Анализируя положения, содержащиеся в п. 5 Порядка, суд первой инстанции исходил из того, что Предоставление жилья лицам рассматриваемой категории, согласно оспариваемому в настоящем деле Порядку, ограничено местом, где ребенок проживал на момент утраты родительского попечения, что противоречит федеральному законодательству, поскольку обязанность по обеспечению жильем этих лиц возложена на органы исполнительной власти по месту жительства.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания (или временного пребывания).
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Красноярского края - без удовлетворении.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.A. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 53-Г11-26
Текст определения официально опубликован не был