Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2011 г. N ВАС-5095/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 1 июля 2011 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Бондаренко С.П.,
судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" к Федеральной службе по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) о признании пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (Тарифное руководство N 3) в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования не соответствующими статьям 34, 35 Конституции Российской Федерации, абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; статьям 421, 422, 423, 606, 614, 650, 779, 781, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпунктам "б", "г" пункта 4 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, и признать их не действующими.
Третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
В судебном заседании присутствовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" - Иванов С.А. по доверенности от 17.08.2010, паспорт серия 6701 N 356373 выдан УВД Октябрьского района г. Тамбова 23.11.2001;
от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации - Мецаев Б.К. по доверенности от 18.08.2010 N 10/13, служебное удостоверение N 138; Бальжиров Б.В. по доверенности от 03.02.2011 N 1/13, служебное удостоверение N 330; Варгунин М.В. по доверенности от 23.05.2011 N 10/10, паспорт 45 10 N 469318, выданный отделом Бабушкинского ОУ ФМС России по г. Москве СВАО 08.10.2009;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Романов Алексей Юрьевич по доверенности от 23.11.2010 N 982-Д, паспорт 4503 N 573192, выданный п/с N 2 ОВД "Ясенево" города Москвы 17.08.2002, Беркалиева Айжан Жакирьяновна по доверенности от 23.11.2010 N 979-Д, паспорт 4601 N 493694, выданный ОВД Лотошинского района Московской области от 12.07.2002.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тамбов смазочные материалы" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (Тарифное руководство N 3), в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования не соответствующими статьям 34, 35 Конституции Российской Федерации, абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; статьям 421, 422, 423, 606, 614, 650, 779, 781, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпунктам "б", "г" пункта 4 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (далее - Положение от 05.08.2009 N 643), и признать их недействующими.
Определением от 23.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").
В заседании ОАО "РЖД" заявило ходатайство о прекращении производства по настоящему спору на основании абзаца 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием решения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 об оспаривании нормативно-правовых актов, указанных заявителем по настоящему спору.
Данное ходатайство судом отклонено, в связи с иным субъектным составом по настоящему спору и заявленным основаниям для признания оспариваемых пунктов Тарифного руководства N 3 недействующими.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта в части установления сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования противоречат вышеназванным правовым актам, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
ООО "Тамбов смазочные материалы" использует в своих предпринимательских целях железнодорожный путь необщего пользования от станции Тамбов I Юго-Восточной железной дороги - путь необщего пользования УПТК Агропромдорстроя.
Мичуринским отделением филиала ЮВЖД ОАО "РЖД" предложен к заключению договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Тамбов I ЮВЖД, предусматривающей оплату услуг ОАО "РЖД" за подачу и уборку вагонов.
На указанный договор ООО "Тамбов смазочные материалы" подготовило и направило протокол разногласий, однако было вынуждено подписать договор от 15.02.2010 N 5/396 на предложенных железной дорогой условиях, ввиду отказа поставки со стороны ОАО "РЖД" в адрес заявителя вагонов с товаром, который был оплачен.
Согласно пункту 12 договора владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, ставка которого определяется как сумма: оплаты за работу локомотива при подаче уборке вагонов по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3; ежесуточной оплаты за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, при подаче и уборке вагонов владельца по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3.
Оспариваемые пункты Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) независимо от выхода локомотива, создают необоснованные расходные обязательства для заявителя. Также установление сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования за те дни, когда такое пользование не осуществлялось, не отвечает интересам пользователей услугами организаций железнодорожного транспорта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Выслушав объяснения представителей заявителя, ФСТ России, ОАО "РЖД", исследовав материалы дела, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданско-процессуального# кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 названного Кодекса. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314) федеральная служба (служба) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации; не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Положением от 05.08.2009 N 643 установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введение в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, установлено, что ФСТ России осуществляет полномочия в установленной сфере на основании и в порядке, установленном федеральными законами, актами Президента России и Правительства России по определению цен (тарифов) и контролю.
Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
Пункт 2.7.6.1 Тарифного руководства N 3 предусматривает вариант определения ставки сбора за подачу и уборку вагонов во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 данного Тарифного руководства, - как суммы ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 названного Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Согласно пункту 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
При применении таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов (пункт 2.7.13 Тарифного руководства N 3).
В обоснование правомерности взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования ФСТ России ссылается на то, что ОАО "РЖД" вынуждено содержать путь необщего пользования, в том числе, и в период отсутствия подачи и уборки вагонов на данный путь, принадлежащий ОАО "РЖД", поскольку тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не обеспечивают компенсацию этих затрат со стороны ОАО "РЖД".
Вместе с тем, исходя из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Следовательно, взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положением Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается.
Как следует из содержания подпунктов "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314, Положения от 05.08.2009 N 643, в редакции, действующей в момент спорных правоотношений, ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством.
В рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий, установленные действующим законодательством. Так, установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
ФСТ России нарушила абзац 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, требования Положения от 05.08.2009 N 643, пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314.
Исходя из изложенного следует, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ему полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей.
Ссылка ООО "Тамбов смазочные материалы" на несоответствие оспариваемых пунктов нормативного акта положениям статей 34, 35 Конституции Российской Федерации и названным им в заявлении статьям Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерна. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не входит рассмотрение вопросов о соответствии нормативных правовых актов при их оспаривании положениям Конституции Российской Федерации. Приведенные заявителем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют положения об обязательствах, в данном же деле оспаривается нормативно-правовой акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд решил:
признать пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования недействующими как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Взыскать с Федеральной службы по тарифам в пользу ООО "Тамбов смазочные материалы" государственную пошлину в сумме 2 000 рублей. Выдать исполнительный лист.
На указанное решение может быть подано заявление о его пересмотре в порядке надзора в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.П. Бондаренко |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением ФЭК России были утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3). Следует отметить, что впоследствии Комиссию преобразовали в ФСТ России.
Отдельные положения правил признаются недействующими в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
За работу локомотивов по подаче и уборке вагонов перевозчики взимают сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством. Это закреплено в абз. 3 п. 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Исходя из приведенной нормы перевозчик взимает сбор только за работу принадлежащего ему локомотива. Ни Устав железнодорожного транспорта, ни другие законы не предусматривают взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (подъездным путем).
ФСТ России вышла за пределы предоставленных ей полномочий. Установив сбор за подачу и уборку вагонов, Служба включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования. Не учитывался баланс интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2011 г. N ВАС-5095/11
Текст решения официально опубликован не был