Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2011 г. N ВАС-14764/10
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2011 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Тяжпрессмаш" (г. Рязань) от 30.09.2010 б/н (с учетом последующих дополнений и уточнений) о признании пункта 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в части), и пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 06.08.2004 N 20-э/2, не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
В качестве заинтересованного лица в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Тяжпрессмаш" - Кочеловская Т.Ю. по доверенности от 28.07.2010 N 18, Суровова М.В. по доверенности от 28.07.2010 N 19;
от Правительства Российской Федерации - Мильчакова О.В. по поручению от 19.11.2010 N ВВ-П9-7885 и по доверенности от 19.01.2011 N ИА/1308;
от ФСТ России - Бальжиров Б.В. по доверенности от 03.02.2011 N 1/13, Гапоненко Г.А. по доверенности от 19.01.2011 N 1/12, Мецаев Б.К. по доверенности от 18.08.2010 N 10/13;
от ФАС России - Вовкивская Л.В. по доверенности от 08.11.2010 N ИА/38398, Мильчакова О.В. по доверенности от 19.01.2011 N ИА/1308,
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тяжпрессмаш" (далее - общество Тяжпрессмаш) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании словосочетания "энергетические установки производителей электрической энергии" в пункте 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не соответствующим положениям статей 307, 309, пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 3, 6, пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу, и недействующим, а также о признании пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, не соответствующим положениям статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющего большую юридическую силу, и недействующим (с учетом неоднократного уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила N 861) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Текст пункта 5 Правил N 861 с учетом дополнения, внесенного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 492, опубликован в печатном издании "Российская газета" от 19.01.2005 N 7 и в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 22.06.2009 N 25 (ст. 3073).
В обжалуемой части пункт 5 Правил N 861 предусматривает, что потребитель электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания) утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332. Как следует из пункта 1 Методических указаний, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Текст пункта 55 Методических указаний с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, от 23.11.2007 N 385-э/1, от 31.12.2009 N 558-э/1, опубликован в печатном издании "Российская газета" от 02.11.2004 N 242, от 31.08.2007 N 192, от 08.12.2007 N 276, от 19.02.2010 N 36.
Пункт 55 Методических указаний предусматривает установление регулирующим органом тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (абзац 2 пункта 55);
в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 пункта 55):
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго пункта 55 Методических указаний (абзац 4 пункта 55);
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети (абзац 5 пункта 55).
Для потребителей на территории субъекта Российской Федерации, энергопринимающие устройства которых присоединены в порядке, предусмотренном вторым и четвертым абзацем пункта 55 Методических указаний к электрическим сетям сетевой организации и объем электроэнергии (мощности) которых, отпущенный таким потребителям с энергетических установок производителя электрической энергии, в 2007 г. не учитывался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете тарифа на оказание услуг по передаче, устанавливается переходный период по оплате услуг по передаче.
Оплата за услуги по передаче по ставке тарифа на содержание производится такими потребителями с коэффициентом, применяемым к объему заявленной мощности, не учтенному при расчетах в 2007 г.,
в 2008 г. - 0,25;
в 2009 г. - 0,5;
в 2010 г. - 0,75;
с 2011 г. - 1,0.
Данные особенности поэтапного перехода к полной оплате услуг по передаче должны учитываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете и установлении соответствующих тарифов.
В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество "Тяжпрессмаш" ссылается на установленную оспариваемыми в части нормативными правовыми актами обязанность оплаты услуг по передаче электрической энергии открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (далее - сетевая компания), к сетям которого он подключен опосредованно через энергетические установки открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" (далее - производитель электрической энергии), несмотря на получение от указанного производителя электрической энергии всего объема потребляемой обществом "Тяжпрессмаш" электрической энергии. При этом заявитель полагает, что в силу непосредственного присоединения его энергопринимающих устройств к энергетическим установкам производителя электрической энергии сетевая организация лишена возможности оказывать заявителю услуги по передаче электрической энергии, поэтому полученная сетевой компанией в 2008-2010 годах плата за услуги по передаче электрической энергии является неосновательным обогащением сетевой компании, узаконенным оспариваемыми в части нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование о признании оспариваемых в части нормативных правовых актов не соответствующими положениям статей 307, 309, пункта 2 статьи 546 Кодекса, статей 3, 6, пунктов 1 и 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
ФАС России, действующее в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, и ФСТ России в отзывах на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием заявителя, ссылаясь на соответствие положений оспариваемых в части нормативных правовых актов иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации и ФСТ России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты Правительством Российской Федерации и ФСТ России в пределах предоставленных им полномочий и во исполнение иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Установленный оспариваемыми в части нормативными правовыми актами порядок оплаты опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний потребителями услуг по передаче электрической энергии обеспечивает равномерное распределение между всеми потребителями (как непосредственно, так и опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний) бремени условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые несут указанные компании независимо от объема фактически переданной по их сетям электрической энергии. До внесения в 2007 году соответствующих изменений в оспариваемые в части нормативные правовые акты указанные расходы распределялись только между потребителя электрической энергии, непосредственно присоединенными к сетям сетевых компаний, что не соответствовало такому закрепленному в статье 6 Закона об электроэнергетике принципу организации экономических отношений, как обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.
Установленная оспариваемыми в части нормативными правовыми актами возможность оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием электрических сетей сетевых компаний, опосредованно присоединенных к энергопринимающим устройствам потребителей через энергетические установки производителей электрической энергии, от которых указанные потребители получают весь объем потребляемой электрической энергии, обеспечивает беспрерывное снабжение энергией соответствующих потребителей за счет резервного источника в зависимости от категории надежности, определенной потребителем в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения.
Допустимая продолжительность перерыва снабжения электрической энергией для первой, второй и третьей категорий надежности, а также требования к резервным источникам снабжения электрической энергией определяются в соответствии с пунктом 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530. Из указанной нормы следует, что при отсутствии у потребителя первой и второй категорий надежности резервного источника снабжения электрической энергией такой источник устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя.
Таким образом, установленный оспариваемыми в части нормативными правовыми актами порядок оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием электрических сетей сетевых компаний, опосредованно присоединенных к энергопринимающим устройствам потребителей через энергетические установки производителей электрической энергии, позволяет задействовать резервный источник снабжения электрической энергии в случаях возникновения отключений или введения ограничения потребления электрической энергии таким производителем. С этой точки зрения содержащееся в оспариваемых в части нормативных правовых актах правило соответствует такому закрепленному в статье 6 Закона об электроэнергетике принципу организации экономических отношений, как обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Из оспариваемого пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике. При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Довод общества "Тяжпрессмаш" о несоответствии оспариваемых в части нормативных правовых актов требованиям статей 307, 309 и пункта 2 статьи 546 Кодекса, устанавливающим, соответственно, общее понятие обязательства, требование о надлежащем исполнении обязательств, а также условия перерыва, прекращения или ограничения подачи энергии энергоснабжающей организации, отклоняется.
Приводимая в подтверждение указанного довода ссылка общества "Тяжпрессмаш" на невозможность оказания сетевой компанией услуг по передаче электрической энергии в случае опосредованного присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям этой компании через энергетические установки производителя электрической энергии, от которого потребитель получает весь объем потребляемой энергии, основана на неправильном толковании действующего законодательства в сфере электроэнергетики и не учитывает технологические особенности электроснабжения потребителей, относящихся к первой и второй категориям надежности. Как уже отмечалось, установленная оспариваемыми в части нормативными правовыми актами обязанность опосредованно присоединенного к сетям сетевой организации потребителя оплачивать услуги по передаче электрической энергии обеспечивает снабжение такого потребителя электрической энергией резервного источника в случаях возникновения отключений или введения ограничения потребления электрической энергии от основного источника.
Доводы общества "Тяжпрессмаш" о несоответствии оспариваемых в части нормативных правовых актов положениям статьи 3 Закона об электроэнергетике, определяющим понятие услуг по передаче электрической энергии как комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, не принимаются судом, поскольку из оспариваемых актов не следует установление иного, по сравнению с приведенным, понятия услуг по передаче электрической энергии в случае опосредованного присоединения потребителей к сетям соответствующих сетевых компаний.
Ссылка общества "Тяжпрессмаш" на несоответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов положениям пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, определяющим основания, сроки и основные требования к порядку технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, отклоняется, поскольку заявитель, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, каким образом оспариваемые акты препятствуют доступу потребителей к электрическим сетям сетевых компаний в случае опосредованного присоединения таких потребителей к этим сетям, равно как и не обосновал установление оспариваемыми актами иных, по сравнению с перечисленными в названной норме Закона об электроэнергетике, требований к технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства.
Довод общества "Тяжпрессмаш" о несоответствии оспариваемых в части нормативных правовых актов положениям пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, устанавливающим, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг, не принимается, поскольку заявитель, обосновывая свою позицию, сослался на невозможность обеспечения доступа к сетям опосредованно присоединенных потребителей, не указав при этом, каким образом оспариваемые акты препятствуют или ограничивают такой доступ. Напротив, представители заявителя в судебном заседании подтвердили как факт опосредованного присоединения общества "Тяжпрессмаш" к сетям сетевой компании, так и возможность оказания этой компанией обществу соответствующих услуг по передаче электрической энергии.
Учитывая, что общество "Тяжпрессмаш" не указывает никаких других положений имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов, которыми должны были руководствоваться Правительство Российской Федерации и ФСТ России при определении особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых в части нормативных правовых актов не соответствующими положениям иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и недействующими.
Поскольку государственная пошлина обществом "Тяжпрессмаш" уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (8 000 рублей вместо 2 000 рублей), излишне уплаченная сумма подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Тяжпрессмаш" (г. Рязань) о признании пункта 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в части), и пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу, и недействующими, отказать.
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Тяжпрессмаш" (г. Рязань) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей, уплаченную по платежному поручению N 7040 от 21.09.2010. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом оспаривания стали положения о доступе к услугам по передаче электрической энергии и расчете тарифов и цен на электрическую энергию.
Заявитель пояснил, что он опосредованно подключен через производителя электроэнергии к сетевой компании.
Однако, в соответствии с оспариваемыми положениями, обязан оплачивать ее услуги по передаче электроэнергии. В то время как получение всего объема потребляемой электроэнергии происходит от производителя электричества.
Заявитель также полагает, что в силу непосредственного присоединения его к энергетическим установкам производителя электроэнергии сетевая организация лишена возможности оказывать заявителю услуги по передаче электричества.
Таким образом, полученная сетевой компанией плата за услуги по передаче электроэнергии, по мнению заявителя, является неосновательным обогащением, узаконенным оспариваемыми положениями.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования и пояснил следующее.
Установленный оспариваемыми положениями порядок оказания услуг по передаче электроэнергии с использованием электросетей сетевых компаний, позволяет задействовать резервный источник снабжения электроэнергии в случаях возникновения отключений или введения ограничения потребления электричества.
Опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
Сетевая компания, в свою очередь, получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электроэнергии.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2011 г. N ВАС-14764/10
Текст решения официально опубликован не был