Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2011 г. N ВАС-2643/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 3 мая 2011 г.
См. комментарий к настоящему решению
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,
судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ-7" (г. Калининград) о признании пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, а также пунктов 3, 4, подпунктов "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ-7" - Фролов А.В. по доверенности от 17.02.2011;
от Правительства Российской Федерации - Аблаев Э.К. по поручению Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 N ВВ-П9-1392 и по доверенности от 22.03.2011 N 10-С; Семейкин А.Ю. по поручению Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 N ВВ-П9-1392 и по доверенности от 27.09.2010 N СШ-8303/07, суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ-7" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 18.02.2011 (с уточнениями от 15.03.2011, от 11.04.2011, от 25.04.2010) о признании пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в части, возлагающей на исполнителя коммунальных услуг обязанность приобретения электрической энергии у гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), а также пункта 3 в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг приобретать коммунальные ресурсы, пункта 4 в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю коммунальные услуги и заключать с собственником жилого помещения договоры о предоставлении коммунальных услуг, подпунктов "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не соответствующими статьям 2, 3, 8, 50 и 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 30 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 3 и 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу, и недействующими (далее - заявление).
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Текст пункта 89 Основных положений с учетом изменения, внесенного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии", опубликован в печатном издании "Российская газета" от 08.09.2006, N 200 и от 16.03.2011, N 54.
В оспариваемой части пункт 89 Основных положений предусматривает, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Основными положениями приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Текст пунктов 3, 4 и 49 Правил N 307 опубликован в печатном издании "Российская газета" от 01.06.2006, N 115.
В оспариваемой части пункт 3 Правил N 307 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, приобретающие коммунальные ресурсы.
В оспариваемой части пункт 4 Правил N 307 устанавливает, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В оспариваемой части пункт 49 Правил N 307 возлагает на исполнителя коммунальных услуг обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (подпункт "а") и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт "в").
В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей в соответствии с требованиями законодательства управление многоквартирным жилым домом, ссылается на вступившие в законную силу судебные акты по делу Арбитражного суда Калининградской области N А21-12477/2009, которыми в соответствии с оспариваемыми в части нормативными правовыми актами на заявителя возложена обязанность по оплате количества электрической энергии, используемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, несмотря на то, что количество электрической энергии, используемой в жилых помещениях, оплачивают собственники этих помещений непосредственно ресурсоснабжающей организации (гарантирующему поставщику).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование о признании оспариваемых в части нормативных правовых актов не соответствующими положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и недействующими.
Минэнерго России, действующее в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в отзыве на заявление и представители Правительства Российской Федерации в судебном заседании не согласились с требованием заявителя, ссылаясь на соответствие положений оспариваемых в части нормативных правовых актов законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий и во исполнение иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В подтверждение довода о несоответствии имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам пункта 89 Основных положений в части, возлагающей на исполнителя коммунальных услуг обязанность приобретения электрической энергии у гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), а также пункта 3 в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг приобретать коммунальные ресурсы, пункта 4 Правил N 307 в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю коммунальные услуги и заключать с собственником жилого помещения договоры о предоставлении коммунальных услуг, и подпунктов "а", "в" пункта 49 Правил N 307, заявитель ссылается на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие содержание деятельности по управлению многоквартирным жилым домом.
По мнению заявителя, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на управляющую организацию, в управление которой в установленном порядке передан многоквартирный жилой дом (далее - управляющая организация), исключительно обязанность обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам (под которой заявитель исходя из содержания пункта 13 Правил N 307 понимает обеспечение готовности внутридомового оборудования к предоставлению коммунальных услуг).
Заявитель считает, что в силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация не обязана приобретать электрическую энергию (коммунальный ресурс) у ресурсоснабжающей организации в целях ее последующей перепродажи потребителям коммунальных услуг.
Исходя из содержащегося в пункте 3 Правил N 307 определения понятий "коммунальные услуги", "исполнитель", "ресурсоснабжающая организация", "коммунальный ресурс" заявитель полагает также, что коммунальная услуга представляет собой возмездную деятельность исполнителя, заключающуюся применительно к электроснабжению именно в обеспечении готовности к предоставлению этой коммунальной услуги, тогда как продажа электрической энергии (коммунального ресурса) осуществляется ресурсоснабжающей организацией и оплачивается как товар (исходя из количества).
Суд не принимает приведенные доводы как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующих деятельность по управлению многоквартирным жилым домом.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие управления многоквартирным домом как деятельности, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Названная норма не может, вопреки мнению заявителя, рассматриваться в качестве нормы, исчерпывающим образом определяющей содержание деятельности управляющих многоквартирным домом лиц (собственников помещений, товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций), обеспечивающей реализацию перечисленных в ней задач управления.
Содержание деятельности по управлению многоквартирным домом в случае, когда собственниками выбран способ управления управляющей организацией, устанавливается в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации путем определения исчерпывающего перечня условий договора управления многоквартирным домом. В силу части 2 названной нормы по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В развитие приведенной нормы пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, в силу прямого указания закона на управляющую организацию возлагается обязанность именно по предоставлению коммунальных услуг гражданам, а вовсе не по "обеспечению готовности внутридомового оборудования к предоставлению коммунальных услуг", как полагает заявитель.
С учетом предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способов управления многоквартирным домом и установленной статьей 162 этого Кодекса обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги гражданам Правила N 307 определяют, что исполнителем коммунальных услуг может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу содержащихся в пункте 3 Правил N 307 определений под "коммунальными услугами" понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, под "коммунальными ресурсами" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Изложенное исключает отстаиваемое заявителем понимание "деятельности" исполнителя коммунальной услуги отдельно от приобретения коммунальных ресурсов. Как следует из приведенных норм, электрическая энергия (равно как и другие коммунальные ресурсы) используется исполнителем коммунальной услуги для электроснабжения помещений многоквартирного дома.
Данный вывод не опровергается доводами заявителя, который, настаивая на признании недействующим вышеприведенного определения понятия "исполнитель коммунальных услуг" в части приобретения им коммунальных ресурсов, не оспаривает наличие у исполнителя обязанности исполнителя предоставлять коммунальные услуги и производить коммунальный ресурс самостоятельно. При этом в заявлении общества об уточнении предмета требований от 24.04.2011 отсутствует ссылка на правовые основания для различной оценки установленных оспариваемой в части нормой пункта 3 Правил N 307 способа предоставления коммунальных услуг в зависимости от того, приобретается ли коммунальный ресурс, используемый для предоставления этих услуг, у ресурсоснабжающей организации либо производится исполнителем коммунальных услуг своими силами.
Заявитель не учитывает, что в силу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307 коммунальная услуга определяется действующим законодательством как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой. Именно из приведенного понимания коммунальных услуг исходил законодатель, устанавливая в оспариваемых в части нормативных правовых актах обязанность исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) приобретать коммунальный ресурс (электроэнергию) у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Довод заявителя о том, что коммунальные ресурсы приобретаются гражданами-потребителями непосредственно у ресурсоснабжающих организаций при выборе способа управления управляющей организацией и что последняя отвечает только за "обеспечение готовности внутридомового оборудования к предоставлению коммунальных услуг", не обоснован, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылками на действующее законодательство.
Ссылаясь на абзац 3 пункта 1 статьи 2, пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 50, пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что предусмотренная оспариваемыми в части нормативными правовыми актами обязанность управляющей организации приобретать коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, необходимые для предоставления коммунальных услуг гражданам, предопределяет (вопреки приведенным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации) заведомую убыточность деятельности управляющей организации, лишенной возможности возместить за счет получаемой от граждан платы за коммунальные услуги свои дополнительные расходы, связанные с "осуществлением поставки коммунальных ресурсов" (включая оплату труда соответствующих сотрудников-специалистов, комиссии банков за перечисление денежных средств).
При этом заявитель исходит из того, что по смыслу частей 2 и 4 статьи 154, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил N 307 управляющая организация вправе взимать только плату за коммунальные ресурсы, определяемые по регулируемым тарифам исходя из показаний приборов учета либо нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Данный довод не может быть принят судом как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты коммунальных услуг.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения. При этом независимо от правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Деятельность, невозможность возмещения расходов на которую, по мнению заявителя, подтверждает несоответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов положениям гражданского законодательства, определяющим извлечение прибыли в качестве основной цели участия коммерческих организаций в гражданско-правовых отношениях, относится к услугам и работам по управлению многоквартирным домом. Перечень таких работ и услуг, а также размер платы за них подлежат определению в соответствующем договоре управления многоквартирным домом (пункты 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ссылаясь на абзацы 4 и 5 статьи 3, часть 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике, заявитель указывает, что управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) не относится к субъектам розничного рынка электрической энергии, а поэтому не вправе приобретать эту энергию у гарантирующих поставщиков (энергоснабжающих организаций), как того требует оспариваемый в части пункт 89 Основных положений.
Приведенный довод не принимается судом как основанный на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующих правовой статус субъектов розничного рынка электрической энергии.
В пункте 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике перечислены следующие лица, являющиеся субъектами розничных рынков:
потребители электрической энергии;
поставщики электрической энергии;
территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Из содержания приведенной нормы не следует, что она определяет состав субъектов розничного рынка исчерпывающим образом или каким-либо образом ограничивает круг субъектов розничного рынка перечисленными в ней лицами. Из буквального ее смысла следует, что перечисленные в ней лица относятся к таким субъектам.
В то же время в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение Основных положений функционирования розничных рынков. Ни приведенная норма, ни какая-либо другая норма Закона об электроэнергетике (включая статью 37, на которую ссылается заявитель) не содержит положений, ограничивающих Правительство Российской Федерации в отнесении иных (помимо названных таковыми в Законе об электроэнергетике) лиц к числу субъектов розничного рынка, установление правовых основ функционирования которого прямо отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации статьей 21 Закона об электроэнергетике.
В пункте 3 Основных положений к числу лиц, являющихся субъектами розничных рынков, отнесено еще четыре субъекта, не упомянутых в статье 37 Закона об электроэнергетике, в том числе "исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг". Из пункта 2 Основных положений также следует, что исполнители коммунальных услуг вместе с потребителями, гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями объединены в группу "покупателей электрической энергии", приобретающих электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), что не противоречит статье 37 Закона об электроэнергетике. В аналогичном качестве исполнители коммунальных услуг упоминаются в пунктах 70, 73, 90, 91, 108 Основных положений.
Названные пункты Основных положений заявителем не оспариваются, тогда как оспариваемый в части пункт 89 Основных положений не может рассматриваться и оцениваться с точки зрения соответствия иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, без учета систематического толкования приведенных норм Основных положений и Закона об электроэнергетике, которое приводит к выводу о том, что в целях более детального регулирования отношений на розничном рынке электрической энергии Правительство Российской Федерации в составе потребителей, прямо упомянутых Законом об электроэнергетике, и обладающих однородными по своей правовой природе интересами в отношении электрической энергии, выделило несколько подгрупп, включив в одну из них исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг.
Доводами заявителя не подтверждается, что, относя исполнителя коммунальных услуг к числу субъектов розничных рынков, Правительство Российской Федерации, вопреки требованиям Закона об электроэнергетике наделило их правом покупать электрическую энергию в иных интересах или с иными целями, чем интересы и цели потребителей электрической энергии.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ-7" (г. Калининград) отказать.
2. Признать пункт 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в части, возлагающей на исполнителя коммунальных услуг обязанность приобретения электрической энергии у гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), а также пункт 3 (в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг приобретать коммунальные ресурсы), пункт 4 в части, обязывающей исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю коммунальные услуги и заключать с собственником жилого помещения договоры о предоставлении коммунальных услуг, подпункты "а", "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались (в части) п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии и отдельные нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Заявитель указывал, что Жилищный кодекс (ЖК) РФ обязывает управляющую организацию только обеспечить предоставление данных услуг, т. е. готовность внутридомового оборудования. Поэтому, по его мнению, она не должна приобретать электроэнергию у ресурсоснабжающей организации для предоставления названных услуг потребителям.
ВАС РФ отклонил эти доводы.
Ч. 1 ст. 161 ЖК РФ определяет содержание деятельности по управлению многоквартирным домом не исчерпывающим образом. В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 162 ЖК РФ) на управляющую организацию возлагается обязанность именно предоставлять коммунальные услуги гражданам (а не обеспечивать готовность внутридомового оборудования к их оказанию).
Исполнителем коммунальной услуги может быть в т. ч. управляющая организация. Законодательство определяет данную услугу как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя, обеспечивающих приобретение соответствующего ресурса, его доставку до границы балансовой принадлежности общего имущества дома, передачу по внутренним инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения. Именно исходя из такого понимания на исполнителя возложена обязанность приобретать коммунальный ресурс, необходимый для предоставления услуги по электроснабжению.
Несостоятелен довод о том, что управляющая организация вправе взимать только плату за коммунальные ресурсы. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за его содержание и ремонт. А последняя, в свою очередь, - плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в нем (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2011 г. N ВАС-2643/11
Текст решения официально опубликован не был