Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N 924-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ряда граждан и юридических лиц - акционеров открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 1, частью 3 статьи 3, частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", а также частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Поводом для запроса послужили правила, по которым совершаются определенные сделки иностранными инвесторами (либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом).

Речь идет о сделках с голосующими акциями (долями) хозобществ, имеющих стратегическое значение, а также о тех соглашениях, которые, по сути, влекут установление контроля над такими юрлицами.

Подобного плана сделки нужно предварительно согласовывать с уполномоченным органом власти.

По мнению заявителей, эти положения неконституционны. Они в силу своей неопределенности создают возможность неоднозначно толковать на практике такое понятие, как "группа лиц, в которую входит иностранный инвестор".

КС РФ отклонил эти доводы и дал следующие разъяснения.

Реализация экономической свободы не должна противоречить, в т. ч., публичным интересам общества и государства. Поэтому федеральный законодатель, руководствуясь целями их защиты, вправе устанавливать определенные условия реализации и ограничения экономических прав.

Особенностью закона, нормы которого оспариваются, является введение полного контроля над иностранными инвестициями в хозобщества, имеющие стратегическое значение.

Это выражается в том, что установлены соответствующие изъятия для случаев участия в таких хозобществах иностранных инвесторов как напрямую, так и опосредованно - через группу лиц, в которую они входят.

При этом понятие "группа лиц" в оспариваемых нормах используется в том значении, которое закреплено в Законе о защите конкуренции, и не имеет какого-либо собственного, специального толкования, отличного от указанного.

Выяснение же в каждом конкретном случае, достаточно ли оснований для вывода о том, что хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц с иностранным инвестором, - прерогатива правоприменительных органов, включая арбитражные суды.

КС РФ также подчеркнул, что для федерального законодателя не исключена возможность внести соответствующие поправки, в т. ч. в части определения группы лиц, в которую входит иностранный инвестор.


Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N 924-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ряда граждан и юридических лиц - акционеров открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 1, частью 3 статьи 3, частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", а также частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 2