Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 32-Г11-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Анишиной В.И.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Губернатора Саратовской области о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 5 сентября 1996 г. "О Правительстве Саратовской области" по кассационной жалобе Саратовской областной Думы на решение Саратовского областного суда от 21 июня 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Саратовской областной Думы по доверенности Мудрака П.О., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя Правительства Саратовской области по доверенности Асташкина А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
5 сентября 1996 г. Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области "О Правительстве Саратовской области" (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован 10 сентября 1996 г. в издании "Саратовские вести".
Статья 6 Закона определяет состав, формирование и срок полномочий Правительства области.
В пункте 2 статьи 6 Закона предусмотрен порядок назначения и освобождения на должность вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и министра финансов области.
Законом Саратовской области от 30 июля 2008 г. N 210-ЗСО "О внесении изменения в статью 6 Закона Саратовской области "О Правительстве Саратовской области", опубликованным в Собрании законодательства Саратовской области", 2008 г., N 14, в названный пункт 2 введён новый абзац (третий), действующий в настоящее время в редакции Закона Саратовской области от 9 октября 2009 г. N 145-ЗСО "О внесении изменения в статью 6 Закона Саратовской области "О Правительстве Саратовской области", опубликованного в Собрании законодательства Саратовской области, 2009 г., N 23.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 6 Закона предложение о согласовании кандидатуры на указанные выше должности направляется Губернатором области в областную Думу не позднее трёх месяцев с момента открытия вакансии на соответствующую должность.
Губернатор Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим приведённого положения абзаца 3 части 2 статьи 6 Закона, полагая, что оно противоречит статьям 1 и 24 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 22 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемая в части норма Закона возлагает на Губернатора Саратовской области незаконную обязанность по предоставлению на согласование в областную Думу кандидатуры на соответствующую должность не позднее трёх месяцев с момента открытия вакансии.
Полагает, что региональный законодатель, не предусмотрев правовые последствия неисполнения данного срока, нарушил требование об определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Не отрицая права законодательного органа принимать участие в формировании высшего исполнительного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, считает, что закон субъекта Российской Федерации может устанавливать исключительно формы такого участия, не затрагивая прерогативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно решать кадровый вопрос.
Обжалуемым решением заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Саратовской областной Думы ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду нарушения норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно положениям пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
Уставом (Основным Законом) Саратовской области предусмотрено, что Губернатор назначает на должность по согласованию с областной Думой и освобождает от должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области; назначает на должность и освобождает от должности управляющего делами Правительства области, министров области и председателей комитетов области (часть 2 статьи 55).
Статья 1 Федерального закона N 184-ФЗ одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации закрепляет принцип сбалансированности полномочий законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "д").
Проанализировав приведённые положения, а также пункт "в" части 3 статьи 44, часть 3 статьи 59 Устава Саратовской области, сопоставив их с оспариваемой нормой, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что участие Саратовской областной Думы в формировании Правительства области законодательно закреплено в форме согласования представленных Губернатором кандидатур на соответствующие должности в Правительстве, установление же срока, не позднее которого Губернатор области обязан направить свои предложения по этому вопросу в законодательный орган, нельзя отнести к порядку формирования Правительства области, оно фактически регламентирует деятельность Губернатора по осуществлению его полномочий по подбору кандидатур на государственные должности Саратовской области.
Вывод суда об отсутствии у законодательного органа Саратовской области полномочий по возложению на высшее должностное лицо исполнительной власти области обязанности предоставить предложения кандидатур на должность вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области и министра финансов области не позднее трёхмесячного срока со дня открытия вакансий согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказанной при рассмотрении вопросов, связанных с полномочиями законодательного органа субъекта Российской Федерации по формированию высшего исполнительного органа государственной власти.
Как следует из смысла норм федерального законодательства, участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения его отдельных должностных лиц не может затрагивать прерогативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конечном счёте самостоятельно решать данный вопрос, а использование законодателем субъекта предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" согласительных процедур, во всяком случае, не должно парализовать деятельность входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лишать их самостоятельности при осуществлении принадлежащих им полномочий в конституционно-правовой системе разделения властей (абзац 3 пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 386-О)
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, по доводам кассационной жалобы оно отменено быть не может.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции в соответствии с их содержанием.
Другие доводы кассационной жалобы аналогичны позиции законодательного органа Саратовской области в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой у Судебной коллегии нет оснований не согласиться.
Решение принято с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 21 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Саратовской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 32-Г11-33
Текст определения официально опубликован не был