Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 7-Г11-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе губернатора Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора: признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение к указу губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг "Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области" (в редакции указа от 22 марта 2011 года N 66-уг).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя губернатора Ивановской области Шамина К.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, председателя Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов Воропаева Г.И., представителя общества Борисовой А.С., прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлова Д.С., возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
11 ноября 2010 года губернатором Ивановской области издан указ N 152-уг "Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области", который в настоящее время действует в редакции указа губернатора от 22 марта 2011 года N 66-уг.
Указ опубликован в издании "Собрание законодательства Ивановской области" N 44 (513) от 16 ноября 2010 года, N 12 (531) от 29 марта 2011 года и в издании "Ивановская газета" N 51 (4898) от 25 марта 2011 года.
Приложением к указу "Размещение общедоступных охотничьих угодий на территории Ивановской области" установлено, что на территории области общедоступными являются все охотничьи угодья за исключением территорий охотничьих хозяйств "Порздневское", "Афанасьевское", "Маркушинское", "Демидовское", охотничье-рыболовного хозяйства "РИАТ", государственного охотничьего заказника "Затеихинский", государственного природного заказника федерального значения "Клязьминский".
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приложения к указу губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг (в редакции указа от 22 марта 2011 года N 66-уг), указав, что отнесение охотничьих угодий к общедоступным осуществлено с нарушением федерального законодательства (Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), без учета того, что часть из них являются закрепленными охотничьими угодьями. В частности, территории охотничьих хозяйств "Вичугское", "Гаврилово-Посадское", "Заволжское", "Ивановское", "Ильинское", "Кинешемское", "Комсомольское", "Лухское", "Палехское", "Пестяковское", "Пучежское", "Родниковское", "Савинское", "Приволжское", "Тейковское", "Фурмановское", "Шуйское", "Верхнеландеховское", "Южское", "Юрьевецкое", Лежневское", "Увальевское", "Гусевское", "Стиберское", "Рыбинское" закреплены за Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной на срок с 23 октября 2001 года по 1 марта 2022 года.
Решением Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе губернатора Ивановской области ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года, отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 35, 36 названного Федерального закона пользование животным миром осуществлялось юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ предусматривала, что для получения долгосрочной лицензии на пользование животными миром юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимал решение о предоставлении заявленных территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специальной уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключали договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна была содержать в числе других сведений границы и площадь территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром (статья 38 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ).
Разрешая заявление прокурора, суд установил, что 27 февраля 1997 года между администрацией Ивановской области и Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов был заключен договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром.
Согласно договору Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов переданы в пользование сроком на 25 лет с 1 марта 1997 года по 1 марта 2022 года охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области в границах, установленных решением Ивановского облисполкома от 26 сентября 1986 года N 296 и другими решениями, общей площадью 1860 тыс. га, в соответствии с перечнем охотничьих хозяйств, являющимся приложением к договору и содержащим наименования 26 охотхозяйств и их границы (25 охотхозяйств, названных в заявлении прокурора, и Маркушинское охотхозяйство).
В 2001 году Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира в границах, определенных договором от 27 февраля 1997 года, которая соответствовала требованиям, установленным статьей 38 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". Срок действия лицензии - с 23 октября 2001 года по 1 марта 2022 года. Действие лицензии до настоящего времени не прекращено.
С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предполагает заключение охотхозяйственных соглашений (статьи 27, 31 закона).
Вместе с тем, частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
То обстоятельство, что договор на предоставление в пользование Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов территорий охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, от 27 февраля 1997 года расторгнут решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 июня 2010 года, не свидетельствует о прекращении права пользования объектами животного мира названной общественной организации, поскольку предоставление в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, являлось согласно статье 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции до 1 апреля 2010 года) одной из стадий порядка выдачи лицензий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
Согласно лицензии от 2001 года территории охотничьих хозяйств "Верхнеландеховское", "Вичугское", "Гаврилово-Посадское", "Заволжское", "Ивановское", "Ильинское", "Кинешемское", "Стиберское", "Комсомольское", "Лежневское", "Лухское", "Палехское", "Пестяковское", "Приволжское", "Пучежское", "Родниковское", "Савинское", "Тейковское", "Фурмановское", "Шуйское", "Южское", "Юрьевецкое", "Гусевское", "Рыбинское", "Увальевское" закреплены за Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов.
При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что отнесение оспариваемым указом губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года N 152-уг (в редакции указа от 22 марта 2011 года N 66-уг) территорий указанных охотничьих хозяйств к общедоступным охотничьим угодьям осуществлено с нарушением федерального законодательства.
По мнению Судебной коллегии, правильным является и вывод суда о том, что возможность отнесения территорий охотничьих хозяйств к общедоступным охотничьим угодьям возникает по истечении срока действия долгосрочной лицензии, имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Такой вывод суда следует из положения части 8 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, предусматривающего создание общедоступных охотничьих угодий по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий.
Находя выводы суда основанными на законе, анализ которого приведен в решении, и соответствующими материалам дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.
Ссылка в кассационной жалобе в обоснование незаконности решения Ивановского областного суда на решения арбитражного суда основанием к отмене решения суда явиться не может, поскольку предметом рассмотрения арбитражного суда являлись иные требования (заявление Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов к службе по охране объектов животного мира Ивановской области о признании незаконными отказа в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и действий по выдаче физическим лицам разрешений на добычу охотничьих ресурсов). В рассматриваемом случае оспаривается нормативный правовой акт: указ губернатора Ивановской области об отнесении охотничьих угодий на территории Ивановской области к общедоступным.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры права на обращение в суд с настоящим заявлением ввиду того, что прокуратура ссылается на нарушение прав только одного субъекта (Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов), нельзя признать основанным на законе, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону без указания на то, какие и чьи права нарушаются этим актом.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле правительства Ивановской области и службы по охране объектов животного мира Ивановской области, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, также не основан на законе, поскольку при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта к участию в деле привлекается лишь орган, издавший оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом изложенного выше и того, что ООО "Гусли", о нарушении прав которого говорится в кассационной жалобе губернатора Ивановской области, обладает правом пользования объектами животного мира на территории Маркушинского охотничьего хозяйства, которая оспариваемым указом губернатора не отнесена к числу общедоступных охотничьих угодий, его право не оспаривается, довод кассационной жалобы нельзя признать состоятельным.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 7-Г11-9
Текст определения официально опубликован не был