Решение Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ГКПИ11-1327
Именем Российской Федерации
Настоящее решение вступило в законную силу 28 октября 2011 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 25 января 2012 г. N 14)
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зозули В.И. о признании частично недействующим пункта 5 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 960, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 960 утверждено Положение о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение), определяющее организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее - ведомственная охрана). Абзацем первым пункта 5 Положения закреплено, что подразделения ведомственной охраны комплектуются путем добровольного поступления на работу граждан Российской Федерации мужского пола, пребывающих в запасе, и женского пола, достигших 18 лет, годных по состоянию здоровья к несению службы в ведомственной охране, имеющих необходимую профессиональную и физическую подготовку, а также соответствующие морально-психологические качества.
Зозуля В.И., уволенный в феврале 2010 г. с военной службы в отставку, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей в части, предусматривающей комплектование подразделений ведомственной охраны лишь гражданами Российской Федерации мужского пола, пребывающими в запасе. В заявлении указано, что Положение в оспариваемой части противоречит статьям 6, 7 Федерального закона "О ведомственной охране" и нарушает права и свободы заявителя, гарантированные статьей 23 Всеобщей декларации прав человека, статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет отказывать в приеме на работу в качестве стрелка ведомственной охраны лицам мужского пола, уволенным с военной службы в отставку.
Заявитель в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства Российской Федерации Горюхов С.Н. требование заявителя не признал и просил суд отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что военнослужащий, находящийся в отставке, не ставится на воинский учет и не может нести дальнейшую службу с применением физической силы и огнестрельного оружия, в связи с чем не может быть и работником ведомственной охраны.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление Зозули В.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Федеральный закон) правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона определено, что работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану. На работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде (части первая, вторая). При этом в силу статьи 7 Федерального закона гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличия у него неснятой или непогашенной судимости; отсутствия регистрации по месту жительства; наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.
В приведенных нормах отсутствует ограничение по приему на работу в ведомственную охрану граждан Российской Федерации мужского пола, годных по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану, на том основании, что они уволены с военной службы в отставку. В связи с этим абзац первый пункта 5 Положения в части, предписывающей комплектование подразделений ведомственной охраны гражданами Российской Федерации мужского пола, исключительно пребывающими в запасе, противоречит предписаниям статей 6 и 7 Федерального закона и ограничивает возможности для реализации трудовых прав лиц, годных по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.
В соответствии с частью третьей статьи 5 Федерального закона Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать положения о ведомственной охране, определяющие структуру ее органов, нормы численности работников ведомственной охраны и порядок организации их деятельности, но не устанавливать ограничения при приеме на работу в ведомственную охрану. Таким образом, закрепив в Положении оспариваемую норму, Правительство Российской Федерации превысило делегированные ему законодателем полномочия.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что военнослужащий, находящийся в отставке, не состоит на воинском учете и не может быть работником ведомственной охраны в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 50 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является ошибочным, поскольку названный Федеральный закон имеет иной предмет правового регулирования и на отношения, связанные с приемом на работу в ведомственную охрану, не распространяется.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Зозули В.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 5 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 960, в части, предусматривающей возможность комплектования подразделений ведомственной охраны указанного Министерства лишь теми гражданами Российской Федерации мужского пола, которые пребывают в запасе.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ счел незаконными нормы, предусматривающие комплектование подразделений ведомственной охраны Минобороны России лишь теми российскими мужчинами, которые пребывают в запасе.
Как пояснил ВС РФ, эти положения, по сути, позволяют отказывать в приеме на работу в названные подразделения мужчинам, уволенным с военной службы в отставку.
Между тем Закон о ведомственной охране устанавливает, кто может являться ее работниками.
Ими могут быть российские граждане, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану. На них распространяется действие законодательства о труде.
Также закон предусматривает случаи, при которых граждане не могут поступать на работу в ведомственную охрану (непогашенная судимость, недееспособность и т. д.).
Среди них нет ограничения в приеме на работу в ведомственную охрану российских граждан на том основании, что они уволены с военной службы в отставку.
Кроме того, исходя из закона, Правительство РФ уполномочено утверждать положения о ведомственной охране, но не устанавливать ограничения при приеме на работу в нее. Следовательно, закрепив в оспариваемых нормах названный запрет, данный орган власти превысил свои полномочия.
Решение Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ГКПИ11-1327
Текст решения официально опубликован не был
Настоящее решение вступило в законную силу 28 октября 2011 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 25 января 2012 г. N 14)