Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 47-Г11-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A., Борисовой Л.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сорокина С.В. на решение Оренбургского областного суда от 9 августа 2011 г., которым признаны недействующими статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4327/1016-IV-ОЗ).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
Сорокин С.В. - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании лицензии N _ от 11 февраля 2009 г., обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании недействующими статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", изложенных в следующей редакции:
"Статья 41. Осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков с органами местного самоуправления и утверждения ими маршрутов
(в ред. Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4327/1016-IV-ОЗ)
1. Осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков с органами местного самоуправления и утверждения ими маршрутов -
(в ред. Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4327/1016-IV-ОЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение шести месяцев после применения мер административного взыскания, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Статья 41.1. Осуществление пассажирских перевозок на маршрутах с нарушением порядка формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных) пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутов
1. Осуществление пассажирских перевозок на маршрутах с нарушением порядка формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных) пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутов, утвержденного Правительством Оренбургской области -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение шести месяцев после применения мер административного взыскания, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Примечание. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В настоящей статье применяется следующее понятие:
гражданин - лицо, управляющее транспортным средством (водитель).
Статья 42.1. Нарушение правил организации транспортного обслуживания населения
1. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил организации транспортного обслуживания населения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение шести месяцев после применения мер административного взыскания, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Примечание. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В настоящей статье применяется следующее понятие:
гражданин - лицо, управляющее транспортным средством (водитель).
Статья 42.3. Нарушение правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси
1. Нарушение правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, установленных правовыми актами Оренбургской области, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение шести месяцев после применения мер административного взыскания, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Примечание. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В настоящей статье применяется следующее понятие:
гражданин - лицо, управляющее транспортным средством (водитель)".
В обоснование заявления Сорокин С.В. ссылался на нарушение его прав в области предпринимательской деятельности, связанной с пассажирскими перевозками, считая, что оспариваемые им юридические составы установлены за нарушение правил, регламентированных федеральным законодательством и ответственность за несоблюдение которых предусмотрена федеральным законодателем в статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушением нормотворческих полномочий, по мнению заявителя, также является несоблюдение законодателем Оренбургской области требований статьи 1.1., 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по смыслу которой основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, а не в отсылочном акте, изданном органом местного самоуправления. Кроме того, по мнению заявителя, введённые размеры штрафных санкций не соответствуют принципам справедливости и соразмерности наказания, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допуская тем самым, произвол в правоприменительной практике при привлечении к административной ответственности. Непонятна правовая природа шестимесячного срока, указанного в диспозициях юридических составов в качестве квалифицирующего признака правонарушения, совершённого повторно.
Законодательное Собрание Оренбургской области, Губернатор Оренбургской области возражали против удовлетворения заявления.
Считали, что федеральное законодательство, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит норм, регулирующих отношения между перевозчиками пассажиров и органами местного самоуправления в области организации автомобильного транспорта, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лицензия на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом выдаётся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на 5 лет, она даёт право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, действительна на всей территории Российской Федерации, однако не содержит сведений, где, на каких условиях и какие отношения регулирует; установление административной ответственности за нарушение утверждённых органами местного самоуправления правил организации транспортного обслуживания и за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов обусловлено обязанностью перевозчиков пассажиров выполнять установленные правила и согласовывать с органами местного самоуправления графики и маршруты движения, а также не нарушать согласованные маршруты; согласование графиков и маршрутов движения с органами местного самоуправления является мерой обеспечения безопасности дорожного движения; способ выражения денежного взыскания, установленный санкциями оспариваемых юридических составов, части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации не противоречит.
Решением Оренбургского областного суда от 9 августа 2011 г. Сорокину С.В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 89/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 27/1016-IV-ОЗ).
В кассационной жалобе Сорокин С.В. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Суть доводов сводится к неправильному применению судом норм материального и процессуального права, регулирующего спорное правоотношение.
Относительно доводов кассационной жалобы Законодательным Собранием Оренбургской области поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение суда о признании недействующими статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 89/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 27/1016-IV-ОЗ) подлежащим отмене.
По смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая Сорокину С.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что вопросы организации пассажирских перевозок на территории муниципальных образований не отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, субъекту Российской Федерации предоставлено право принимать нормативные правовые акты по данному вопросу; вопросы формирования сети регулярных межмуниципальных (пригородных и междугородных) автобусных маршрутов на территории Оренбургской области определены региональными нормативными правовыми актами, в связи с чем Законодательное Собрание Оренбургской области не лишено было возможности установить административную ответственность в этой сфере.
Судебная коллегия полагает такой вывод неправильным, основанным на неверном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Действительно, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14, пунктом 6 части 1 статьи 15 и пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении является полномочием субъекта Российской Федерации, а в границах городского (сельского) поселения, муниципального района и городского округа - соответствующего органа местного самоуправления.
Однако суд не учёл, что непосредственно общественные отношения в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организации дорожной безопасности, в том числе в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, названными федеральными законами не регулируются и полномочия между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации не разграничиваются.
Будучи вопросами совместного ведения, эти вопросы регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 (в редакции приказа Минтранса России от 18 июля 2000 г. N 75.), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённым приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.
Так, из положений статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" весьма ясно и определённо усматривается, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы, а также, при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а не актами субъекта Российской Федерации. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации. В качестве документа, служащего для учёта и контроля работы транспортного средства, водителя, данным Уставом признаётся путевой лист. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров осуществляются только в остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением тех случаев, когда согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажирок в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу влечёт административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, в том числе по принятию решения о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлению мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, участию в организации подготовки водителей транспортных средств; информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в то же время относит государственные полномочия по регулированию основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения к ведению Российской Федерации (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Данным Федеральным законом урегулированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к ремонту и содержанию дорог (статьи 11-14), к транспортным средствам, их составным частям, предметам дополнительного оборудования, их эксплуатации (статьи 15-19), к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статьи 20, 23), права и обязанности участников дорожного движения, в том числе условия получения права на управление транспортными средствами, требования по подготовке водителей транспортных средств (статьи 24-28).
На основании предписаний указанных статей транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, при несоблюдении их владельцами установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Эти требования получили развитие в Положении "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утверждённом приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 (в редакции приказа Минтранса России от 18 июля 2000 г. N 75), где обстоятельно изложены требования к профессиональной деятельности водителя (п. 2.2, 2.3), к содержанию автобусов в технически исправном состоянии (3.1-3.4), к обеспечению безопасности дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок, к автобусным остановкам, к железнодорожным переездам, паромным и ледовым переправам (п. 4), к обследованию автобусных маршрутов, к организации перевозочного процесса (п. 5), к перевозкам пассажиров в регулярном городском, пригородном и междугородном сообщении (п. 5.9).
Названным приказом Минтранса России на перевозчика возлагается обязанность комплексного обследования и согласования маршрута и графика регулярных перевозок, составления и утверждения на каждый маршрут регулярных перевозок паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков; разработки графика (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учётом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, а также обязанность каждого водителя, выполняющего регулярные перевозки, иметь график движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схему маршрута. Запрещается отклоняться от заранее согласованных (утверждённых) маршрутов движения автобусов, производить остановки в местах, не предусмотренных графиком движения, превышать установленные скоростные режимов движения.
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая легковое такси (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112), устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
В соответствии со статьями 2, 3, 4, 8, 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), - это лицензируемый вид деятельности.
Соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является лицензионным условием и требованием.
Исполнение приведённых предписаний федерального законодателя - безусловная обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий и требований влечёт наступление административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, федеральным законодателем предусмотрена административная ответственность за: нарушение правил дорожной безопасности, в частности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств; невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечёт административную ответственность по статье 11.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведённые нормы обуславливают особенности установления административной ответственности субъектом Российской Федерации.
Из анализа статей 1.1, 1.2, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вытекает, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил объём и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
Напротив, объект и объективная сторона оспариваемых заявителем юридических составов Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции от 26 августа 2011 г.), со всей очевидностью указывают на то, что во всех рассматриваемых случаях законодателем Оренбургской области административная ответственность установлена за несоблюдение правил, требований, обязанностей, стандартов в области организации транспортных пассажирских перевозок и транспортного обслуживания, регламентированных вышеприведённым федеральным законодательством.
При таком положении вывод суда о законности оспариваемых норм является неправильным.
Отсылка диспозиций оспариваемых статей 41.1, 42.2, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции от 26 августа 2011 г.) к утверждённым Правительством Оренбургской области порядку формирования сети регулярных автобусных межрайонных (межмуниципальных (пригородных и междугородних (внутриобластных) маршрутов, к муниципальным правилам организации транспортного обслуживания населения, не свидетельствует о правомерности установления административной ответственности законом субъекта Российской Федерации за нарушение предписаний, содержащихся в этих актах.
Постановления Правительства Оренбургской области от 23 июля 2007 г. N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области" и от 16 сентября 2010 г. N 652-п "Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области" по своей юридической природе имеют организационную направленность, представляют собой компиляцию федеральных норм в области организации транспортных перевозок в целях достижения полноты и ясности административных процедур, связанных с транспортным обслуживанием пассажиров, и поэтому не могут рассматриваться основой для установления административной ответственности.
Иное толкование означает установление административной ответственности по вопросам, урегулированным федеральным законодательством, что с неизбежностью порождает коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, исключает возможность назначения административного наказания на законном основании, позволяет дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение, применять органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением с нарушением компетенции указанных органа или должностного лица, как следствие, снижает уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности, установленных статьями 1.4., 1.6., 1.7., частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, выводы суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемых Сорокиным С.В. статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4327/1016-IV-ОЗ) основаны на неправильном применении материального закона, регулирующего спорное правоотношение, что является основанием для отмены решения в порядке статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, но судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления Сорокина С.В. о признании недействующими статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4327/1016-IV-ОЗ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 9 августа 2011 г. отменить, вынести новое решение, которым заявление Сорокина С.В. удовлетворить, признать противоречащими и недействующими с момента вынесения данного решения статьи 41, 41.1, 42.1, 42.3 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 г. N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4327/1016-IV-ОЗ).
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 47-Г11-33
Текст определения официально опубликован не был