Решение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1598
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Толчеева Н.К.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регентова Е.С. о признании частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001, изданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), определяющий сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13051, официально опубликован в "Российской газете" 16 января 2009 г.
Регентов Е.С. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации:
абзац шестой пункта 3 Правил и абзац шестой пункта 33, пункт 35.6 Административного регламента, согласно которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
пункт 51 Правил в части, определяющей, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел.
По мнению заявителя, указанные нормативные положения, запрещающие совершать регистрационные действия в отношении транспортных средств не по причине выявления фактов, а лишь признаков, указывающих на возможность выявления в будущем наличия скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов, необоснованно расширяют полномочия сотрудников Госавтоинспекции и противоречат пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающему ограничение гражданских прав только на основании федерального закона. Ссылается на то, что, несмотря на получение им заключения судебно-экспертной организации об отсутствии изменения идентификационного номера принадлежащего ему автомобиля, сотрудниками Госавтоинспекции в течение двух месяцев проводилась проверка этого факта и не совершались регистрационные действия, в результате чего он был лишен права пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Заявитель в судебное заседание, о котором извещен по указанному им адресу, не явился, в телефонном сообщении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали на, что оспариваемые Правила и Административный регламент изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, направлены на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, не нарушают права заявителя.
Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьяна Г.В., Шакирова Ю.К. и Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н., проверив оспариваемые нормативные предписания на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых нормативных положений незаконными.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт "з" пункта 12).
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции").
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).
Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в силу статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации признается преступлением.
В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков такого преступления должностное лицо обязано незамедлительно передать сообщение об этом в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Данное предписание вытекает непосредственно из предназначения полиции, определенного статьей 1 Федерального закона "О полиции", а также из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения преступления и устанавливающих порядок рассмотрения сообщения о признаках преступления, в том числе выявленных должностными лицами при исполнении служебных обязанностей, и виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения такого сообщения (статьи 21, 140-148).
Передача должностным лицом сообщения об обнаруженных им признаках преступления в соответствующий орган внутренних дел исключает регистрационные действия с транспортным средством, поскольку до окончания проверки и вынесения итогового решения по этому сообщению нельзя подтвердить или опровергнуть факт совершения преступления. Осуществление регистрационных действий до окончания проверки могло бы в нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, привести к допуску для участия в дорожном движении транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Таким образом, ограничение прав собственника транспортного средства установлено на основании федерального закона, в связи с чем утверждение заявителя о незаконности лишения его права пользования принадлежащим ему имуществом является необоснованным. Оспариваемые нормативные положения не лишают заявителя возможности получения реальной судебной защиты своих прав собственника, если он считает эти права нарушенными, и не препятствуют его обращению в суд с требованием о постановке транспортного средства на регистрационный учет, а также не исключают его право оспорить в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решения, действия (бездействие) должностных лиц, рассматривающих сообщение о преступлении.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Регентова Е.С. о признании частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, предусматривающие случаи, когда не совершаются регистрационные действия с транспортом (постановка на учет, снятие с него и т. д.).
Так, регистрация не проводится, в частности, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспорт организациями-изготовителями.
Регистрационные действия в таком случае не совершаются до окончания проверок, проводимых ОВД.
По мнению заявителя, эти нормы незаконно запрещают совершать регистрационные действия в отношении транспорта по причине выявления не фактов, а лишь признаков, которые указывают на возможность обнаружения в будущем наличия скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов.
ВС РФ счел нормы законными и разъяснил следующее.
Подделка или уничтожение идентификационного номера (VIN), номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспорта признаются преступлением.
При обнаружении признаков такого преступления должностное лицо Госавтоинспекции обязано незамедлительно передать сообщение об этом в ОВД для проведения необходимых действий и принятия решения.
Передача такой информации в ОВД исключает регистрационные действия с транспортом, поскольку до окончания проверки и вынесения итогового решения по этому сообщению нельзя подтвердить или опровергнуть факт преступления.
Совершение регистрационных действий до окончания проверки могло бы привести к допуску для участия в дорожном движении транспорта, не отвечающего требованиям безопасности дорожного движения.
Таким образом, утверждение о незаконном ограничении прав собственника транспорта является необоснованным.
Кроме того, оспариваемые нормы не препятствуют тому, чтобы обратиться в суд с требованием о постановке транспорта на регистрационный учет. Также они не исключают право оспорить действия (бездействие) должностных лиц, рассматривающих сообщение о преступлении.
Решение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1598
Текст решения официально опубликован не был