Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2009 г. N ВАС-16500/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области от 20.11.2009 N ЛК-56/14-15317 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2009 по делу N А47-5975/2008, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2009 по тому же делу по иску Оренбургской таможни, г. Оренбург (далее - таможня) к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала фонда СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Оренбургской области, г. Оренбург (далее - Фонд) о взыскании 23 257 232 рублей 74 копеек убытков (с учетом увеличения исковых требований).
Суд установил:
определением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2009, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2009, произведена замена ответчика - Фонда - на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - Росимущество).
В заявлении о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора Росимущество просит их отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о переходе к Росимуществу в порядке правопреемства всех обязательств Фонда и на неправомерное применение статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, суду надлежало применить пункт 5 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом установлено, что Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 28.06.2008 N 947-р о ликвидации Фонда с 01.08.2008 и обязании Росимущества в установленном порядке принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредитора.
При этом функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р Росимуществу предписано принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
Производя замену ответчика - Фонда на Росимущество, суд исходил из того, что ликвидация Фонда связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия Фонда переданы Росимуществу, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя о нарушении судами статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку он противоречит положениям приведенных выше нормативно-правовых актов.
Ссылаясь на передачу функций Фонда Росимуществу, суд исходил также из того, что по своему статусу Фонд являлся органом при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим государственные (публичные) функции.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 "О Российском фонде федерального имущества" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляло полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда.
Поэтому в данном случае то обстоятельство, что Фонд не является федеральным органом исполнительной власти, не имеет правового значения, поскольку он выступал в соответствующих правоотношениях как представляющий Российскую Федерацию (п. 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации
В силу пункта 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 названного кодекса.
Таких оснований в данном случае не имеется, нарушения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 8 статьи 299, статьями 184, 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
в передаче дела N А47-5975/2008 Арбитражного суда Оренбургской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения от 09.04.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2009 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
|
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2009 г. N ВАС-16500/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А47-5975/2008
Истец: Оренбургская таможня
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ ФАУГИ по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
17.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
13.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
22.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5626/09-С5
14.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
27.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16500/09
20.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5626/09-С4
08.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3845/2009