См. также Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по конкретным вопросам валютного регулирования
Рассмотрев запрос Ассоциации российских банков относительно применения валютного законодательства Российской Федерации, Московское ГТУ Банка России сообщает следующее.
Банк России и его территориальные учреждения не наделены правом толкования федерального законодательства, в связи с чем вопросы применения федеральных законов являются мнением Московского ГТУ Банка России.
По общим вопросам
По вопросу 1.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не содержит ограничений по проведению валютных операций между физическими лицами-нерезидентами, связанных с переводами иностранной валюты без открытия банковских счетов как из Российской Федерации, так и в Российскую Федерацию.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктами 3.2.5, 3.2.7 Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И) уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения помимо операций с наличной валютой и чеками, указанных в пункте 3.1 Инструкции N 113-И, могут также осуществлять следующие операции с наличной валютой и чеками:
- прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов);
- выплаты наличной иностранной валюты по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.
Действие указанных пунктов распространяется как на резидентов, так и нерезидентов.
По вопросу 2.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 173-ФЗ в качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей Закона N 173-ФЗ может быть использован безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации, для целей части 1 статьи 17 Закона N 173-ФЗ устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Указанные критерии содержатся в Указании Банка России от 30.03.2004 N 1410-У "О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом".
Московское ГТУ Банка России считает необходимым обратить внимание на то, что Банк России не вправе каким-либо образом расширять исчерпывающие способы обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей Закона N 173-ФЗ, предусмотренные в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона N 173-ФЗ.
Исходя из части 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, используемые в Законе N 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ. Так, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 867 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.
Как следует из пункта 2 статьи 867 Кодекса, в случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента.
Пунктом 1 статьи 869 Кодекса предусмотрено, что безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.
По вопросам 3, 32, 36, по вопросу 1 Указания Банка России от 15.06.2004 N 1451-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России" (далее - Указание N 1451-У).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Следовательно, при расчете срока получения резидентом иностранной валюты или валюты Российской Федерации за передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, необходимо руководствоваться условиями конкретного внешнеторгового контракта.
Одновременно сообщаем, что на основании "Рекомендаций по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", приведенных в Приложении 2 к Письму Банка России от 15.07.1996 N 300 "О "Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", резидентам рекомендуется предусматривать в заключаемых ими с нерезидентами внешнеторговых контрактах аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.
Таким образом, в целях выполнения требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, при представлении резидентами в уполномоченные банки внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами, для проведения валютных операций Московское ГТУ Банка России рекомендует уполномоченным банкам обращать внимание клиентов на необходимость указания в контрактах условия о сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, или условия о сроках возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И) одновременно с распоряжением, в целях контроля за обязательной продажей части валютной выручки, резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи (далее - справка).
Справка заполняется по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Банка России о порядке учета валютных операций резидентов.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пункту 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Понятия "внешняя торговля товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью" содержатся также в статье 2 Закона N 164-ФЗ.
При этом исчерпывающий перечень возможных случаев незачисления резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации содержится в пунктах 1-4 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
На основании части 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в пунктах 1, 2 части 9 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, из Закона N 173-ФЗ следует, что уполномоченный банк, как агент валютного контроля, обязан направлять информацию органу валютного контроля о выявленных нарушениях валютного законодательства как резидентами, так и нерезидентами.
Согласно части 10 статьи 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время указанный порядок нормативными актами Банка России не установлен.
О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования см. Положение ЦБР от 20 июля 2007 г. N 308-П
По вопросу 4.
В настоящее время нормативные акты Банка России не содержат требования представления уполномоченными банками информации, касающейся экспортно-импортных операций резидентов, в Федеральную таможенную службу.
По вопросу 5.
В связи с вступлением в силу с 18.06.2004 Закона N 173-ФЗ Положение Банка России и ГТК России от 16.08.2001 N 148-П и N 01-11/22 (соответственно) "Об осуществлении таможенно-банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра" признано утратившим силу (пункт 1.5 Указания Банка России и ГТК России от 29.06.2004 N 1461-У и N 01-10/11 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов".
Одновременно сообщаем, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) кредитные организации вправе осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.11.1996 N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" проведение кредитными организациями операций с драгоценными металлами осуществляется на основании лицензий Банка России на совершение операций с драгоценными металлами.
Пунктом 1 статьи 454 Кодекса установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом в соответствии с пунктом 3.2 главы 3 раздела II Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления паспорта сделки не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 3.1 главы 3 раздела II Инструкции N 117-И, осуществляемые по внешнеторговому договору, предусматривающему, в том числе вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом.
По вопросам 6, 20, 43, 45.
По вопросу о возможности снятия юридическим лицом - резидентом (нерезидентом) со своего текущего валютного счета наличной иностранной валюты в целях передачи ее командируемому лицу Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Ответ будет доведен до Вашего сведения дополнительно.
Одновременно сообщаем, что, исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, расчеты в валюте Российской Федерации между резидентами не являются валютной операцией и осуществляются без ограничений.
Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо-резидент вправе снять со своего банковского счета наличные денежные средства в валюте Российской Федерации для оплаты командировочных расходов командируемым лицам - резидентам.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.
Статьей 6 Закона N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Таким образом, снятие юридическим лицом-резидентом (нерезидентом) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для оплаты командировочных расходов командируемым лицам-нерезидентам (резидентам) осуществляется без ограничений.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.
Вместе с тем, Законом N 173-ФЗ, в том числе статьей 10 Закона N 173-ФЗ, не установлены ограничения на снятие юридическим лицом-нерезидентом со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, наличной иностранной валюты для передачи ее командируемому лицу-нерезиденту.
Пунктом 3.1.1 Инструкции N 113-И предусмотрена возможность покупки физическим лицом наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации через уполномоченные банки.
При этом физические лица вправе вывозить наличную иностранную валюту из Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 статьи 15 Закона N 173-ФЗ.
Чеки отнесены статьей 143 Кодекса к ценным бумагам. Определение понятия "внешняя ценная бумага" установлено пунктом 4 части 1 Закона N 173-ФЗ.
На основании подпункта "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.
Как было отмечено выше, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ).
В частности, согласно пункту 5 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.
Помимо этого на основании пункта 5 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, а также статьи 6 Закона N 173-ФЗ возможен перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемый в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода, как в пользу физического лица - резидента, так и в пользу физического лица - нерезидента.
Указанное ограничение суммы перевода установлено Указанием Банка России от 30.03.2004 N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов".
Одновременно сообщаем, что оплата расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства, в иностранной валюте может осуществляться с использованием корпоративных карт в соответствии с Положением Банка России от 09.04.1998 N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием".
По вопросам 7, 10.
Исходя из содержания пункта 4 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа относятся к внешним ценным бумагам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По вопросу 8.
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не содержит определений понятий "американская депозитарная записка" и "глобальная депозитарная записка", а также порядка совершения операций с указанными инструментами.
При этом валютные операции между резидентами и нерезидентами производятся в порядке, установленном статьей 6 Закона N 173-ФЗ.
По вопросу 9.
В соответствии со статьями 143 и 815 Кодекса вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
Вексель, выписанный на территории Российской Федерации в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначении местом платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, и в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ такой вексель является внутренней ценной бумагой.
По вопросам 11, 21, 24, 25.
На основании части 9 статьи 8 Закона N 173-ФЗ валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.
Таким образом, по нашему мнению, формулировки, использованные законодателем в данной норме, позволяют сделать вывод о том, что имеется в виду ограничение суммы валютных операций 150 000 долларов США, включая расчеты и переводы связанные с приобретением и в том числе с отчуждением внешних ценных бумаг в течение календарного года.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Исходя из пункта 1 части 7 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ. При этом резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона N 173-ФЗ).
На основании части 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 данной статьи и данной части, либо представления им недостоверных документов.
По вопросу 12.
По вопросу соответствия требованиям части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ незачисления резидентом суммы иностранной валюты или валюты Российской Федерации в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрено право иностранного контрагента уменьшения выручки, причитающейся резиденту в связи с рекламациями по качеству поставленного товара (оказанных услуг), на сумму штрафа, пени, неустойки Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. О результатах рассмотрения указанного запроса Вам будет сообщено дополнительно.
По вопросу 13.
По нашему мнению, схема расчетов, описанная Вами, не противоречит действующему валютному законодательству Российской Федерации, за исключением следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона N 173-ФЗ требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов.
Указанное требование предусмотрено Инструкцией Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Инструкция N 116-И). При этом пунктом 1.3 Инструкции N 116-И указано, что требование об открытии специальных счетов, установленное Инструкцией N 116-И, не распространяется на кредитные организации - резиденты.
Следовательно, при получении уполномоченным банком кредита в иностранной валюте от банка-нерезидента следует руководствоваться абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которым если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом N 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Однако, поскольку бухгалтерский учет получения и возврата предоставленных денежных средств в балансе банка-заемщика, предусмотренный пунктом 3 Приложения к Положению Банка России от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", не предусматривает возможности зачисления средств, полученных банком-заемщиком от банка-кредитора, третьим лицам, минуя счета банка-заемщика, то, по нашему мнению, получение уполномоченным банком-заемщиком иностранной валюты от иностранного банка-кредитора производится путем зачисления полученных взаем денежных средств на корреспондентский счет уполномоченного банка.
По вопросу 14.
В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (далее - Указание N 1297-У) карточка с образцами подписей и оттиска печати представляется юридическим лицом (обособленным подразделением), или физическим лицом, или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством порядке частной практикой, в кредитную организацию (филиал) или подразделение расчетной сети Банка России, имеющие право на открытие и ведение банковских счетов юридических и/или физических лиц, вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета.
По нашему мнению, карточки с образцами подписей и оттиска печати представляются в уполномоченный банк указанными в пункте 2 Указания N 1297-У лицами при открытии банковских счетов независимо от валюты счета.
По вопросу 15.
Возможность открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предусмотрена статьей 12 Закона N 173-ФЗ. При этом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 26 Закона N 173-ФЗ, статья 12 Закона N 173-ФЗ в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступает в силу в отношении указанного порядка по истечении одного года со дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 26 Закона N 173-ФЗ до вступления в силу статьи 12 Закона N 173-ФЗ в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации юридические лица - резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном абзацем первым пункта 2 статьи 5 и статьей 6.1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1).
При этом указанные нормы Закона N 3615-1 регулируют открытие резидентами счетов в банках - нерезидентах исключительно в иностранной валюте.
В этой связи в настоящее время при открытии юридическими лицами - резидентами счетов в банках - нерезидентах в валюте Российской Федерации полагаем возможным руководствоваться резидентам абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ.
По вопросу 16.
По вопросу, изложенному Вами, Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Ответ будет доведен до Вашего сведения дополнительно.
По вопросам 17, 19.
Исходя из статьи 6 Закона N 173-ФЗ, ограничения по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, не предусмотренным статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, не могут быть установлены.
По вопросам 18, 23, 33, по вопросу 8 Инструкции N 111-И.
По вопросу относительно объекта частичной обязательной продажи Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России, о результатах рассмотрения которого Вам будет сообщено дополнительно.
По вопросам 22, 30, 31.
Регулирование операций движения капитала, предусмотренных статьей 7 Закона N 173-ФЗ, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. При этом ограничения по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, предусмотренным статьей 7 Закона N 173-ФЗ, в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлены. В этой связи при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами, предусмотренных указанной статьей Закона N 173-ФЗ, необходимо руководствоваться абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ.
По вопросу 26.
Перевод уполномоченным банком денежных средств в иностранной валюте с корреспондентского счета, открытого в банке - нерезиденте, на корреспондентский счет в иностранной валюте, открытый в установленном порядке в Российской Федерации, в настоящее время не ограничивается валютным законодательством Российской Федерации.
По вопросам 27, 37, 38.
На основании статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
Согласно части 8 статьи 8 Закона N 173-ФЗ денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.
Учитывая ограничения по субъектному составу участников расчетов, предусмотренные абзацем 1 части 8 статьи 8 Закона N 173-ФЗ, расчеты между резидентами и нерезидентами (уполномоченными банками и нерезидентами) по внутренним ценным бумагам, должны осуществляться в рублях до специального указания Банка России.
Переводы иностранной валюты в качестве выплат вознаграждения нерезидентам (членам Совета директоров компании - резидента), а также дивидендов, причитающихся нерезидентам, не указаны в статьях 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, и не являются валютными операциями, в отношении которых могут быть установлены ограничения (статья 6 Закона N 173-ФЗ).
По вопросу 28.
Ответ, на вопрос, изложенный Вами, содержится в пунктах 2, 3 Положения Банка России от 07.06.2004 N 259-П "О порядке переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Положение N 259-П) и пунктах 2, 3 Положения Банка России от 15.06.2004 N 260-П "О порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа "С" нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Положение N 260-П).
Возможность начисления процентов на остатки по счетам, ранее открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, указанными актами Банка России не предусмотрена.
Поскольку взимание комиссионного вознаграждения уполномоченным банком за проведение операций по счетам, открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, не предусмотрено Положением N 259-П и Положением N 260-П, считаем возможным рекомендовать уполномоченным банкам списывать суммы комиссионного вознаграждения с иных счетов нерезидентов.
По вопросам 29, 35.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок).
Частью 1 статьи 13 Закона N 173-ФЗ установлено, что нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Факт снятия наличной иностранной валюты резидентом (нерезидентом) со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, не является валютной операцией в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.
Валютными операциями будут являться дальнейшие расчеты резидентом наличной иностранной валютой с третьими лицами.
При этом считаем необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, предусмотренных пунктами 1-6 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Нормативные акты Банка России не устанавливают требования о представлении физическими лицами - резидентами (нерезидентами) подтверждающих документов при внесении либо снятии наличной иностранной валюте на счета/со счетов, открытых в уполномоченных банках.
Вместе с тем уполномоченные банки как агенты валютного контроля вправе требовать у физических лиц документы в рамках полномочий, предоставленных статьями 22-24 Закона N 173-ФЗ.
Кроме того операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, указаны в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона N 115-ФЗ (пункт 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
По вопросу 34.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
- операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
Как следует из статьи 6 Закона N 395-1, в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
На основании статьи 5 Закона N 395-1 все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
При этом Банк России не вправе изменять или дополнять порядок совершения операций, предусмотренных нормами прямого действия Закона N 173-ФЗ.
По вопросу 39.
Как следует из пункта 1.4 Положения N 258-П, резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке ПС.
Резидент осуществляет валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, и в порядке, установленном валютным законодательством Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании выданных разрешений Банка России.
В соответствии с пунктом 2.8 Инструкции N 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.
По вопросу 40.
Передача резидентом в пользу нерезидента векселя, являющегося внутренней либо внешней ценной бумагой, относится к валютным операциям (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
В настоящее время ограничения на передачу резидентами векселей за отгруженные нерезидентами товары валютным законодательством не установлены.
По вопросу 41.
На основании статьи 391 Кодекса долг может быть переведен на другое лицо с согласия кредитора.
По договору о переводе долга происходит замена должника, в то время как само обязательство сохраняется в полном объеме.
Факт перевода долга не является валютной операцией. Валютной операцией будут являться расчеты между резидентом и нерезидентом по договору о переводе долга. Исходя из требований статьи 6 Закона N 173-ФЗ, ограничения на расчеты такого рода не могут быть установлены.
Расчеты между резидентами по договору перевода долга должны производиться в валюте Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ).
По вопросу 42.
В связи с вступлением в силу Закона N 173-ФЗ отменено Письмо Банка России и ГТК России от 01.10.1998 N 266-Т и N 01-23/20506 (соответственно) "О дополнительных мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров" (Указание Банка России от 30.08.2004 N 1495, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10.09.2004 N 15702-ГГ/Д12).
По вопросу 44.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Как следует из содержания статьи 16 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", тексты документов (бланков, печатей, штампов, штемпелей) оформляются на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик и иных языках народов Российской Федерации, определяемых законодательством республик.
Согласно абзацам 1, 3 части 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
По мнению Московского ГТУ Банка России, в данном случае под словами "надлежащим образом заверенная копия" можно понимать удостоверение перевода вышеперечисленных документов как резидентом, от имени которого проводится операция, так и уполномоченным банком, выполняющим функции агента валютного контроля. При этом копии указанных документов должны быть скреплены подписью ответственного лица и печатью предприятия (банка).
Также, по нашему мнению, возможен нотариальный порядок удостоверения перевода упомянутых документов в соответствии с законодательством о нотариате. Так, согласно статьи 81 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1 нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
По вопросу 46.
Как следует из пункта 1 статьи 845 Кодекса по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности отказа банком в зачислении поступающих в пользу клиента денежных средств.
В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции N 117-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 Инструкции N 117-И, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Согласно пункту 3.11 Инструкции N 117-И один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по ПС. Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту в порядке, установленном банком ПС. По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по ПС. В этом случае они возвращаются резиденту в порядке, установленном пунктом 3.11 Инструкции N 117-И.
Права и обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц, в том числе в части уведомления органа валютного контроля при выявлении нарушений валютного законодательства, были изложены выше.
По вопросам применения Инструкции N 113-И
По вопросу 1.
Инструкцией N 113-И и Указанием Банка России от 11.06.2004 N 1446-У "О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" установлен порядок осуществления и бухгалтерского оформления операций с наличной валютой и чеками, перечень которых приведен в пунктах 3.1 и 3.2 Инструкции N 113-И.
На основании пункта 4.18 Инструкции N 113-И при осуществлении операции с наличной валютой и чеками, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции N 113-И, кассовый работник обменного пункта обязан выдать физическому лицу документ, подтверждающий проведение этой операции, по форме, самостоятельно установленной уполномоченным банком, с обязательным указанием сведений, приведенных в приложении 6 к Инструкции N 113-И.
Документ формируется в электронном виде на основании записи электронного Реестра операций с наличной валютой и чеками отдельно по каждой операции с наличной валютой и чеками по форме, самостоятельно установленной уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), с обязательным указанием сведений, приведенных в приложении 6 к Инструкции N 113-И. Документ распечатывается кассовым работником обменного пункта в единственном экземпляре (экземпляре клиента) и подписывается кассовым работником обменного пункта. Исправления в распечатанном документе не допускаются (пункт 4.19 Инструкции N 113-И).
Операции по приему денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов и выплата денежных средств по переводам в Российскую Федерацию по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов осуществляются с соблюдением пункта 3.6 Инструкции N 113-И и оформляются документами, подтверждающими проведение указанных операций и предусмотренными Инструкцией N 113-И.
Так, согласно абзацу 1 пункта 3.6 Инструкции N 113-И порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, а также обязательства уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) по переводу денежных средств устанавливаются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.6.1 Положения Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" прием кассовым работником от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей, производится по документу, предназначенному для представления (заполнения) физическим лицом при перечислении денежных средств без открытия банковского счета. Форма документа устанавливается кредитной организацией либо соответствующими получателями денежных средств, в адрес которых направляются платежи, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Физическому лицу выдается подтверждающий документ о приеме наличных денег, на котором проставляются подпись кассового работника и оттиск печати кассы. Кассовый работник для отражения сумм принятой денежной наличности для осуществления перевода денежных средств ведет реестр, содержащий следующие реквизиты: наименование кредитной организации, филиала, внутреннего структурного подразделения, дату заполнения реестра, наименование операции, суммы принятой денежной наличности. По окончании совершения операций кассовый работник подписывает реестр и передает бухгалтерским работникам для оформления приходных кассовых ордеров.
При оформлении приходного кассового ордера на сумму наличной валюты, принятой для осуществления переводов денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов, в строках "От кого" и "Подпись вносителя" проставляются соответственно фамилия, инициалы и подпись кассового работника, осуществлявшего прием указанной валюты.
По вопросу 2.
Пунктом 4.6 Инструкции N 113-И установлено, что обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма".
Началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками (пункт 4.10 Инструкции N 113-И).
В целях соблюдения уполномоченным банком порядка составления и представления в Банка России отчетности по форме 0409601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте", установленного Приложением к Указанию Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", при осуществлении операции на сумму менее 600000 рублей, либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте, допускается указывать в графе 15 Реестра операций с наличной валютой и чеками сведения о статусе физического лица, совершающего операции с наличной валютой и чеками, путем проставления в ней признака "Резидент" или "Нерезидент".
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 6 части 1 статьи Закона N 173-ФЗ резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ установлено, что нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ иностранными гражданами признаются физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Кроме того, иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на то вид на жительство, выданное органами внутренних дел. Так, статьей 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено, что вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации, они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта или заменяющие их документы или выехать по истечении определенного им срока пребывания.
Для подтверждения своего статуса (в том числе при расчете срока пребывания) согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут предъявить документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, а лица без гражданства - документ, выданный соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (пункт 2 части 1 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, доказательством статуса должны служить документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве с полученной в консульском учреждении Российской Федерации визой на въезд в Российскую Федерацию, выданные соответствующими органами иностранных государств, в которых должна стоять отметка контрольно-пропускного пункта пограничной службы Российской Федерации, подтверждающая пересечение границы России.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.
В соответствии со статьей II Соглашения между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев Региональное представительство оказывает помощь лицам, ищущим убежище, в обращении в соответствующие российские органы государственной власти с ходатайством о признании их беженцами. При этом указанным лицам выдается соответствующее направление, не являющееся удостоверением личности.
Таким образом, уполномоченные банки не вправе использовать документы, выдаваемые Представительством Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, в целях удостоверения личности указанной выше категории граждан.
В соответствии с законодательством Российской Федерации водительское удостоверение не является документом, удостоверяющим личность. При этом на основании пункта 4.8 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками могут осуществляться при предъявлении физическим лицом кассовому работнику обменного пункта водительского удостоверения.
По Инструкции N 111-И
По вопросам 1, 7.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона N 173-ФЗ обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Согласно части 5 статьи 21 Закона N 173-ФЗ для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Законом N 173-ФЗ в иностранной валюте:
1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
Указанные средства в соответствии с подпунктом 2.3.2 Инструкции N 111-И списываются с транзитного валютного счета резидента до осуществления обязательной продажи суммы валютной выручки.
Следовательно, уполномоченный банк в уведомлении, направляемом резиденту в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 111-И, должен рассчитывать последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку документов, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, исходя из вышеуказанного 7-дневного срока, исчисляемого с даты зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет резидента, без учета сроков депонирования уполномоченным банком иностранной валюты в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции N 111-И.
В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов, указанных в Инструкции N 111-И, по истечении установленного срока, уполномоченный банк осуществляет обязательную продажу части валютной выручки резидента и, соответственно, платежи с транзитного валютного счета, уменьшающие сумму, подлежащую обязательной продаже, в порядке, установленном Инструкцией N 111-И.
При этом, если уполномоченным банком были выполнены все требования, установленные Инструкцией N 111-И, то он не несет ответственности за осуществление обязательной продажи части валютной выручки резидента в сроки, превышающие установленные частью 2 статьи 21 Закона N 173-ФЗ, вследствие представления резидентом в уполномоченный банк документов, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, по истечении указанного срока.
Согласно пункту 3.8 Инструкции N 111-И при непредставлении резидентом документов, установленных пунктами 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, за исключением случаев, установленных пунктом 3.9 Инструкции N 111-И, операции по списанию денежных средств с транзитного валютного счета резидента не осуществляются.
Действие пункта 3.8 Инструкции N 111-И распространяется, в том числе на случаи непредставления резидентом одного из документов, предусмотренных пунктом 3.3 или 3.4 Инструкции N 111-И.
При этом, по нашему мнению, ограничение, предусмотренное пунктом 3.8 Инструкции N 111-И, распространяется исключительно на те суммы в иностранной валюте, по которым не представлены соответствующие документы.
По вопросам 2, 3.
Согласно пункту 2.2 Инструкции N 111-И на транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением денежных средств, указанных в подпунктах 2.2.1-2.2.3 Инструкции N 111-И, зачисляемых на текущий валютный счет.
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, наличная иностранная валюта подлежит предварительному зачислению на транзитный валютный счет резидента (юридического лица и физического лица - индивидуального предпринимателя).
По вопросу 4.
Согласно пункту 2.1 Инструкции N 111-И для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.
Нормативными актами Банка России не установлено требования одновременного открытия уполномоченным банком специального банковского счета и транзитного валютного счета.
При этом на основании пункта 2.8 Инструкции N 116-И зачисление иностранной валюты на специальные банковские счета "Р1" и "Р2" осуществляется с транзитного валютного счета резидента, открытого в этом же уполномоченном банке, в соответствии с Инструкцией N 111-И.
По вопросу 5.
Исходя из требований абзаца 2 пункта 2.1 Инструкции N 111-И, каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.
Таким образом, с момента вступления в силу Инструкции N 111-И не требуется использование при расчетах транзитных валютных счетов в клиринговых валютах, открытых в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России.
Согласно части 2 статьи 859 Кодекса по требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Поскольку гражданское законодательство Российской Федерации, а также нормативные акты Банка России не предусматривают возможности закрытия уполномоченными банками в одностороннем порядке ранее открытых клиентам счетов, то, по нашему мнению, закрытие уполномоченными банками открытых в клиринговых валютах транзитных валютных счетов, производится на основании заявления клиента либо по решению суда.
В случае получения из Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России иных разъяснений по данному вопросу они будут доведены до Вашего сведения дополнительно.
По вопросу 6.
Пунктом 4.5 Инструкции N 111-И предусмотрено, что валютная выручка, поступившая по сделкам на транзитные валютные счета посредников в пользу резидентов - комитентов, принципалов или доверителей, может быть списана (за вычетом комиссионного вознаграждения посредников) с транзитных валютных счетов посредников в целях перечисления на транзитные валютные счета резидентов - комитентов, принципалов или доверителей для осуществления последними обязательной продажи валютной выручки (продажи иностранной валюты в сумме, превышающей установленный в пункте 1.2 Инструкции N 111-И размер обязательной продажи) в соответствии с Инструкцией N 111-И с отметкой в платежном документе "Обязательная продажа не произведена".
В указанном случае одновременно с предоставлением справки, установленной в пункте 3.4 Инструкции N 111-И, посредник представляет в уполномоченный банк распоряжение о перечислении валютной выручки на транзитные валютные счета резидентов - комитентов, принципалов или доверителей с обязательным указанием информации, установленной в подпунктах 3.3.1-3.3.4 пункта 3.3 Инструкции N 111-И, а также суммы (цифрами и прописью) иностранной валюты, подлежащей перечислению на транзитный валютный счет резидента - комитента, принципала или доверителя, номера указанного счета и реквизитов уполномоченного банка, в котором он открыт.
Согласно пункту 1.2 Инструкции N 117-И резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк) следующие документы:
справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в Приложении 1 к Инструкции N 117-И;
иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, посредник - резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях при поступлении валютной выручки от нерезидента с указанием в соответствии с Приложением 2 к Инструкции N 117-И кода вида операции, исходя из содержания основания зачисления валютной выручки, а также справку о валютных операциях при списании иностранной валюты со своего транзитного валютного счета на транзитный валютный счет резидента - комитента, принципала или доверителя (код вида операции в соответствии с Приложением 2 к Инструкции N 117-И - 61110).
По вопросу 9.
Круг лиц, которые производят обязательную продажу части валютной выручки, предусмотрен частью 3 статьи 21 Закона N 173-ФЗ. Указанным кругом лиц являются резиденты - индивидуальные предприниматели и юридические лица. Данные резиденты являются субъектами, которым в соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 111-И открываются транзитные валютные счета.
Как было указано выше, частью 2 статьи 1 Закона N 173-ФЗ установлено, что используемые в Законе N 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ.
По вопросу 2 Указания N 1451-У
Как было сообщено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций указанных в пунктах 1-6 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, куда относится, в том числе дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам (пункт 2 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).
При этом, по нашему мнению, исключения, указанные в пунктах 1-4, 6 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, не ограничивают права физических лиц-резидентов совершать данные операции с использованием банковских счетов в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
По Указанию Банка России от 28.04.2004 N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками"
Согласно пункту 7 части 3 статьи 9 Закона N 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с этим, исходя из части 3 статьи 5 Закона N 395-1, кредитная организация помимо перечисленных в части 1 статьи 5 Закона N 395-1 банковских операций вправе совершать ряд банковских сделок, в том числе доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. При этом частью 5 статьи 5 Закона N 395-1 предусмотрено, что банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
Учитывая вышеизложенное, Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России с просьбой сообщить о возможности проведения расчетов в иностранной валюте между уполномоченными банками и резидентами по банковским сделкам после вступления в силу Закона N 173-ФЗ.
По Положению N 259-П
Как следует из пункта 2 Положения N 259-П, с 1 августа 2004 года уполномоченные банки прекращают проведение операций по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, за исключением операций, указанных в пункте 3 Положения N 259-П. Денежные средства, поступающие на счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытые в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, подлежат возврату плательщику со ссылкой на данный пункт Положения N 259-П.
Пунктом 1.1 главы 1 раздела I Инструкции N 117-И установлено, что действие данной главы Инструкции N 117-И не распространяется на валютные операции, осуществляемые, в том числе, кредитными организациями - резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществляемых с использованием специальных банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации в порядке, установленном нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов.
Таким образом, поскольку уполномоченный банк самостоятельно (от своего имени и за свой счет) возвращает плательщику денежные средства со ссылкой на пункт 2 Положения N 259-П, то, по нашему мнению, на уполномоченный банк распространяется действие пункта 1.1 Инструкции N 117-И.
По Инструкции N 114-И
Пунктом 2.1 Инструкции N 114-И предусмотрено, что резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования со своего банковского счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка), через который проведена или будет проводиться операция, на отдельный счет в этом уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка).
В соответствии с пунктом 3.25 раздела 3 части II "Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", приведенных в Приложении к Положению Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", на счете N 30227 "Средства клиентов, зарезервированные при осуществлении валютных операций" учитываются операции клиентов по внесению и возврату, включая досрочный возврат, сумм резервирования по валютным операциям.
По вопросам 1, 19, 20, 86 Инструкции N 117-И, по Инструкции Банка России от 10.12.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция N 93-И)
Согласно пунктам 1.10, 2 Указания Банка России от 15.06.2004 N 1450-У "О признании утратившими силу актов Банка России" Инструкция N 93-И утратила силу с 1 августа 2004 года.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 259-П со дня вступления в силу Инструкции N 116-И и до 1 августа 2004 года по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, уполномоченные банки осуществляют все операции, предусмотренные режимами соответствующих счетов.
Таким образом, по нашему мнению, в период с 18.06.2004 по 31.07.2004 (включительно) не являлось нарушением валютного законодательства Российской Федерации проведение валютных операций нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также оформление расчетных документов при проведении уполномоченным банком расчетов между резидентом и нерезидентом в валюте Российской Федерации либо соответствии с требованиями Инструкции N 93-И, либо в соответствии с требованиями Инструкции N 116-И, Инструкции N 117-И.
С 01.08.2004 при проведении уполномоченными банками расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации необходимо руководствоваться требованиями Инструкции N 116-И, Инструкции N 117-И.
Разъяснения по иным вопросам применения Инструкции N 117-И, а также по вопросам применения Инструкции N 116-И и Положения N 258-П в настоящее время готовятся Московским ГТУ Банка России. Данные разъяснения будут направлены в Ваш адрес в ближайшее время.
Заместитель начальника |
Д.М. Ян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Московского ГТУ ЦБР от 27 октября 2004 г. N 09-15-2-10/83630 "О применении валютного законодательства"
Текст письма официально опубликован не был