Кто выиграл от изменений в ОСАГО?
Вступил в силу Федеральный закон от 01.02.2010 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Поправок он внес немного - всего три. Две из них технического характера, а вот третья существенно затрагивает интересы автовладельцев. Причем далеко не лучшим образом:
Общеизвестно, что по договору ОСАГО страховая организация обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить выплату) в пределах определенной договором страховой суммы*(1).
Размер возмещения убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего равен:
а) при полной гибели имущества - его действительной стоимости на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая;
б) при частичном повреждении имущества - сумме расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая*(2).
Ранее под расходами для проведения восстановительного ремонта понималась стоимость материалов и запасных частей, необходимых для восстановительного ремонта, затраты на оплату ремонтных работ*(3). При этом расчет суммы восстановительного ремонта производился исходя из стоимости новых материалов и запчастей. Таким образом, размер выплачиваемой страховой премии не зависел от срока эксплуатации имущества и состояния, в котором оно находилось в момент причинения ущерба.
Однако данное положение противоречило порядку реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования, установленному пунктом 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств*(4). Согласно этому пункту при определении размера восстановительного ремонта учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
Арбитражные судьи при решении вопроса о размере страховой выплаты руководствовались нормами Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", поскольку он имеет большую юридическую силу*(5). Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.02.2007 N 13377/06 указал на недопустимость ухудшения положения потерпевшего и снижения гарантий его прав на возмещение вреда при использовании транспортных средств другими лицами. Подобное ограничение противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, так как необходимость расходов на восстановление имущества вызвана причинением вреда.
Напомним! Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Приведенная позиция суда неоднократно находила подтверждение в судебной практике*(6).
С принятием Закона N 3-ФЗ пункт 2.2 статьи 12 Закона N 40-ФЗ дополнен двумя предложениями. Теперь размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством РФ. Причем на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80% их стоимости*(7).
Понятно, что по новым правилам при аварии страховая компания возместит ущерб с учетом износа поврежденных деталей, то есть по минимуму. В то же время автотехцентр при ремонте автомобиля не будет подбирать взамен поврежденных детали такой же степени износа, а будет ставить новые, тем более если у автомобиля не истек гарантийный срок. Следовательно, такой ремонт страховкой не покроется и автовладельцу придется доплачивать из своего кармана.
Законодатель, внося изменения в пункт 2.2 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, должен был бы изменить и преамбулу этого Закона, заменив фразу "в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда" на "в целях увеличения прибыли страховых компаний"...
Л.П. Бойко,
ведущий эксперт экспертно-консультационного
отдела компании ПРАВОВЕСТ
"В курсе правового дела", N 5, март 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
*(2) п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ
*(3) п. 2.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ в редакции, действовавшей до 14.02.2010
*(4) утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263
*(5) ч. 2 ст. 13 АПК РФ
*(6) определения ВАС РФ от 25.02.2009 N 1204/09, от 28.02.2008 N 17730/07; постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2007 N А66-17464/2005, Московского округа от 20.10.2008 N КГ-А40/8631-08, Уральского округа от 04.02.2009 N Ф09-82/09-С4
*(7) п. 2 Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"