Борьба с коррупцией: подарки передаем в собственность государства
В целях снижения коррупции в органах государственной власти многие законодательные акты РФ со держат условие о передаче лицами, замещающими государственную и муниципальную службу, подарков, полученных во время проведения протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий, в собственность государства. В унисон этому требованию в январе 2010 года отдельные ведомства выпустили приказы, устанавливающие порядок передачи подарков в государственную (муниципальную) собственность с правом их последующего выкупа. О нормах данных приказов и пойдет речь в статье.
В Российской Федерации государственная и муниципальная служба осуществляются в соответствии:
- с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ);
- с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ).
Вышеперечисленные законы содержат ряд запретов, которые распространяются на государственных и муниципальных служащих. Так, в силу пп. 6 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ в период нахождения на гражданской (муниципальной) службе служащему запрещено получать в связи с исполнением его должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. К ним относятся подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Исключения составляют случаи, установленные ст. 575 ГК РФ. В соответствии с нормами, изложенными в ней, данное требование не распространяется на обычные подарки стоимостью до 3 000 руб. Однако п. 2 указанной статьи гласит, что подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями и стоимость которых превышает 3 000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Заметим, что требование о передаче подарка на ответственное хранение в орган, в котором госслужащий замещает должность, введено в ГК РФ Федеральным законом N 280-ФЗ*(1).
Порядок передачи подарка госоргану
Порядок передачи подарка в собственность госоргана, в котором замещает должность лицо, его получившее, изложен в приказах различных министерств и ведомств, где предусмотрена гражданская и муниципальная служба. Например, такими нормативно-правовыми актами являются:
- Приказ Минфина РФ от 26.02.2010 N 136, которым утвержден Порядок передачи в Министерство финансов Российской Федерации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее - Порядок N 136);
- Приказ Рособразования от 22.01.2010 N 33 "О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию", которым утверждены Правила передачи подарков, полученных государственными служащими Рособразования в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее - Правила N 33).
Данные документы интересны тем, что в них приведена последовательность действий при передаче подарка в федеральную собственность на ответственное хранение, а также формы заявления от государственного служащего на передачу подарка на ответственное хранение и акта-приема передачи подарка. Приведенные формы могут использовать в качестве образцов как государственные органы субъектов РФ, так и органы муниципального самоуправления, в случае если нормативные акты, регламентирующие данный вопрос, отсутствуют на соответствующем уровне бюджетной системы.
Рассмотрим последовательность операций по передаче ценного подарка от государственного служащего на ответственное хранение.
1. Государственные служащие, получившие в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями подарки стоимостью свыше 3 000 руб., подают заявление об их передаче. Если это служащий Минфина, то заявление представляется в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Минфина РФ по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку N 136 (п. 3 Порядка N 136). При этом следует заметить, что срок передачи подарка в федеральную собственность Порядком N 136 не оговаривается.
В отношении передачи подарков, полученных служащими Рособразования, п. 3 Правил N 33 устанавливает, что передачу полученного подарка следует произвести в трехдневный срок с момента его получения и (или) возвращения из служебной командировки, во время которой был получен указанный подарок. Форма заявления Правилами N 33 не утверждена, то есть допускается свободная его форма, однако в Правилах N 33 указана информация, которая должна быть отражена в заявлении: реквизиты дарителя, вид подарка, документы, подтверждающие его стоимость (если таковые имеются). Кроме того, если государственный служащий, сдающий подарок, имеет намерение выкупить его после оформления передачи в федеральную собственность, это должно быть отражено в заявлении. Заметим, что в соответствии с п. 8 Правил N 33 срок, в течение которого государственный служащий вправе принять решение о выкупе подарка, составляет один месяц.
2. Далее в соответствии с п. 4, 5 Порядка N 136 комиссия на своих заседаниях рассматривает заявления государственных служащих. Результаты рассмотрения отражаются в протоколах заседаний комиссии. Выписки из протоколов заседаний комиссии и заявления направляются в Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Минфина РФ (далее - ГУАЗ).
Согласно п. 3, 4 Правил N 33 заявление госслужащего Рособразования передается для исполнения в административно-хозяйственный отдел Административно-правового управления, начальник которого извещает государственного служащего о месте и времени приема от него подарка.
3. Подарки принимаются на ответственное хранение от государственного служащего материально ответственным лицом подразделения, осуществляющего непосредственное хранение данных ценностей (для Минфина это ГУАЗ, для Рособразования - Административно-правовое управление) по акту приема-передачи. Образцы форм приведены в приложении 2 к Порядку N 136 и приложении к Правилам N 33.
Прилагаемые к подарку технический паспорт, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации и другие документы (при их наличии) передаются материально ответственному лицу. Перечень передаваемых документов в обязательном порядке приводится в акте приема-передачи.
В соответствии с п. 6 Порядка N 136 акт приема-передачи составляется в трех экземплярах:
- один экземпляр - для государственного служащего;
- второй экземпляр - для материально ответственного лица, принявшего подарки на ответственное хранение;
- третий экземпляр - для передачи в Административный департамент.
Пункт 4 Правил N 33 предусматривает составление акта приема-передачи в двух экземплярах.
К принятым на ответственное хранение материальным ценностям материально-ответственным лицом прикрепляется ярлык с указанием фамилии, имени, отчества и должности гражданского служащего, сдавшего подарки, даты и номера акта приема-передачи и прилагаемых к нему документов (п. 7 Порядка N 136).
4. Материально ответственное лицо в течение трех рабочих дней направляет один экземпляр акта приема-передачи в Административный департамент (п. 8 Порядка N 136).
Порядок учета подарка, полученного от госслужащего
Учет имущества и активов в органах государственной власти осуществляется в соответствии с Инструкцией N 148н*(2).
Согласно требованиям Порядка N 136 материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение", что соответствует нормам п. 263 Инструкции N 148н. Напомним, что в данном пункте Инструкции N 148н сказано: аналитический учет материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по договорным ценам и ценам приобретения. Какая цена является ценой приобретения, понятно, остается определиться с договорной ценой. Для этого обратимся к ГК РФ. Пункт 1 ст. 424 ГК РФ устанавливает, что оплата исполнения договора производится по цене, определенной соглашением сторон. Современное законодательство в нашей стране допускает регулирование договорных цен в строго определенных областях и пределах. Одновременно создаются эффективные гарантии для осуществления договорной свободы и в области цен. Такого рода гарантии содержатся, в частности, в антимонопольном законодательстве. Итак, если цена не регулируется государством, то стороны вправе установить любую договорную цену, при условии что она устраивает покупателя и продавца. Видимо, руководствуясь "свободой", которую допускает гражданское законодательство, Порядок N 136 детализирует, что подарки, принятые на ответственное хранение, следует учитывать по цене, указанной в Заявлении, или в случае ее отсутствия - в условной единице 1 руб. за один предмет, при этом соблюдаются все установленные законодательством нормы.
Здесь хотелось бы заметить, что учет на забалансовом счете 02 целесообразен только до выкупа ценного подарка государственным служащим. В случае его отказа от выкупа в целях сохранности федерального имущества будет рациональным осуществлять учет подарков в составе основных средств государственного органа.
В Правилах N 33 подход к принятию на учет ценного подарка от госслужащего совершенно иной. Согласно п. 4 Правил N 33 в случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость подарка, при его приеме от государственного служащего на заседании комиссии производится его оценка, результаты которой оформляются соответствующим приказом. В случае если подарок имеет историческую либо культурную ценность или оценка подарка затруднена вследствие его уникальности, для его оценки привлекаются эксперты из числа высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля (п. 4 Правил N 33). После оценки подарка оценочной комиссией (либо экспертом) он учитывается на балансе основных средств Рособразования в установленном законодательством порядке с оформлением инвентарной карточки (форма которой приведена в приложении к Правилам N 33), нумеруемой в соответствии с номером акта приема-передачи, и поступает на временное хранение до его дальнейшего использования (п. 7 Правил N 33).
Инструкция N 148н не устанавливает правила принятия к учету имущества, полученного безвозмездно (в постоянное или временное пользование) от физического лица, в частности, не определяет, по какой стоимости оно принимается к учету. По нашему мнению, здесь следует применять нормы, установленные для принятия к учету объектов основных средств по договору дарения. Как регламентирует п. 13 Инструкции N 148н, первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. Таким образом, учет на балансе государственного органа ценного подарка, являющегося основным средством, следует производить по рыночной стоимости. Выкуп подарка работником осуществляется по сложившей на него рыночной цене, которая и будет ценой реализации.
В случае отказа сотрудника выкупить подарок или окончания срока, в течение которого сотрудник должен был выкупить, но не выкупил подарок, последний переходит в федеральную собственность.
Порядок отражения операций по выкупу подарка госслужащим
Рассмотрим на примере порядок отражения хозяйственных операций, связанных с передачей подарка государственным служащим на ответственное хранение в орган, где он замещает соответствующую должность, с последующим выкупом подарка.
Пример
Служащим Минфина во время протокольного мероприятия, проводившегося в марте 2010 г., получен ценный подарок в виде картины. В соответствии с принятыми правилами произведена его передача на основании акта приема-передачи в орган, в котором замещает должность государственный служащий. Финансовым отделом органа ценный подарок поставлен на забалансовый учет в условной оценке 1 руб. за один предмет. По истечении календарного месяца государственный служащий пожелал выкупить полученную им в подарок картину. Независимым экспертом была произведена оценка картины, рыночная стоимость которой составила 15 000 руб. Расходы по оценке - 5 000 руб. (без НДС).
В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи*(3):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Март 2010 г. | |||
Поставлен на забалансовый учет ценный подарок в условной оценке 1 руб. за один предмет | 1 | ||
Апрель 2010 г. | |||
Списан с забалансового учета ценных подарков в связи с выкупом его госслужащим | 1 | ||
Отражен расход по оценке ценного подарка, произведенной экспертом | 2 401 01 172 | 2 302 09 730 | 5 000 |
Произведена оплата расходов по оценке | 2 302 09 830 | 2 201 01 610 | 5 000 |
Получены денежные средства в кассу государственного органа от госслужащего | 2 201 04 510 | 2 205 09 660 | 15 000 |
Сданы денежные средства на лицевой счет | 2 210 03 560 | 2 201 04 610 | 15 000 |
Поступили денежные средства на лицевой счет | 2 201 01 510 | 2 210 03 660 | 15 000 |
Отражен доход от реализации имущества по его рыночной стоимости* | 2 205 09 560 | 2 401 01 172 | 15 000 |
Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет в порядке, установленном НК РФ** | 2 401 01 172 | 2 303 04 730 | 2 288 |
Перечислен в доход бюджета НДС | 2 303 04 830 | 2 201 01 610 | 2 288 |
Начислен налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в порядке, установленном НК РФ*** ((15 000 - 2 288 - 5 000) руб. х 20%) | 2 401 01 172 | 2 303 03 730 | 1 542 |
Произведено перечисление в бюджет налога на прибыль | 2 303 03 830 | 2 201 01 610 | 1 542 |
Отражена задолженность перед бюджетом в размере остатка дохода от реализации ценного подарка (15 000 - 2 288 - 5 000 - 1 542) руб. | 2 401 01 172 | 2 303 05 730 | 6 170 |
Перечислен остаток денежных средств в доход бюджета | 2 303 05 830 | 2 201 01 610 | 6 170 |
* В соответствии с п. 13 Инструкции N 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. | |||
** В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров организацией, а согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров является объектом обложения НДС независимо от форм оплаты. | |||
*** В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, относятся к неналоговым доходам бюджетов. Бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст. 246 НК РФ). |
При получении лицом, замещающим государственную и муниципальную должность, подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаваемых служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает (Письмо Минфина РФ от 13.03.2009 N 01-02-01/03-504).
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
*(3) Принимая во внимание разъяснения, данные Федеральным казначейством в Письме от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 "Об отражении в бюджетном учете операций по использованию в соответствии с нормативными правовыми актами средств от реализации государственного имущества", операции по принятию к учету и выбытию материальных ценностей могут отражаться по коду вида деятельности 1. В свою очередь, операции по начислению и получению дохода, начислению и уплате налогов отражаются по коду вида деятельности 2. Это следует из п. 1 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н. Нормативные акты, на основании которых были даны разъяснения, утратили силу, вместе с тем принцип отражения в бюджетном учете операций по реализации государственного имущества остался прежним.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"