Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" направлен на реализацию установленных в статье 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общин, безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
Для собственников земельных участков - лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общин этих народов, это право реализовано статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой они освобождены от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Законопроектом предлагается установить в земельном законодательстве право безвозмездного пользования земельными участками для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общин, пользующихся в этих же целях земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности указанных коренных малочисленных народов.
Необходимость внесения таких изменений в земельное законодательство признается и в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р.
В связи с этим законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в содержащийся в части первой статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации перечень случаев предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование.
В то же время, в статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов этих народов только на правах аренды. Также только на праве аренды могут быть переданы гражданам и юридическим лицам земельные участки, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Для преодоления возникающих противоречий предлагается внести изменения в указанную статью, в соответствии с которыми земельные участки, используемые общинами коренных малочисленных народов для осуществления только сельскохозяйственного производства, могут передаваться им на правах аренды. Для сохранения же и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов земельные участки могут передаваться лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам, в безвозмездное срочное пользование.
В проекте федерального закона учтены замечания, содержащиеся в Заключении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 5652п-П11.
Основные замечания к законопроекту в части неопределенности границ мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также отсутствие перечня видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов представляются обоснованными. Однако, с принятием Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" данные отношения урегулированы и 8 мая 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 631 названные перечни утверждены.
С учетом содержащегося в Заключении замечания из законопроекта исключена статья 4 о сроках переоформлении права аренды земельных участков на право безвозмездного срочного пользования.
В Заключении Правительства Российской Федерации также говорится о том, что в законопроекте не определяются условия предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование и особенности порядка изъятия указанных участков для государственных или муниципальных нужд. Учитывая, что условия предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование указаны в тексте законопроекта, а условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентированы статьями 49 и 55 Земельного кодекса, установление каких-либо иных особых условий для реализации данного права, а также введение новых особенностей порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд представляется нецелесообразным.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с законодательством большинства субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, для выпаса оленей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды с нулевой ставкой арендной платы.
В связи с этим в местные бюджеты муниципальных образований субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, денежных средств за пользование земельными участками, предоставленными под оленьи пастбища, практически не поступает.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.