Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 134140-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на одновременное получение двух пенсий"
Досье на проект федерального закона
Предметом настоящего проекта федерального закона являются правоотношения, связанные с правом родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), на одновременное получение двух пенсий, установленных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений в указанную сферу пенсионного законодательства вызвана следующим.
1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Настоящим Федеральным законом гражданам, уволенным с военной службы, и имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, которые являются родителями военнослужащих, указанных в статье 1 данного Закона Российской Федерации (т.е. проходивших военную службу по контракту), погибших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), предоставлено право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии (часть третья статьи 7).
Вместе с тем Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (подпункт 3 пункт 3 статьи 3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий) право на одновременное получение двух пенсии предоставлено только в том случае, если им установлена трудовая пенсия по старости (инвалидности) либо социальная пенсия.
Другими словами родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по выслуге лет (по инвалидности)) не имеют.
По мнению субъекта права законодательной инициативы, предоставление указанным гражданам различных мер социальной защиты в зависимости от вида пенсионного обеспечения противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. Российская Федерация, реализуя принципы социального государства, должна предоставлять равные возможности для поддержания незащищенных категорий населения.
Такой подход неоднократно подтверждался Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П говорится следующее: "В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)".
В случае же принятия законопроекта в качестве федерального закона, вышеуказанной категории военных пенсионеров будет предоставлено право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от получения ими какой-либо другой пенсии (за исключением пенсий по случаю потери кормильца, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 и статьей 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца у граждан возникнет с 1 января 2008 г.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на одновременное получение двух пенсий"
В связи с тем, что в настоящее время право родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по случаю потери кормильца законодательно не определено, данные о численности таких лиц отсутствуют.
В тоже время, по информации Минздравсоцразвития России, общее количество родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (за исключением лиц, имеющих право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению), составляет 42 572 чел.
По информации Минобороны России, количество военных пенсионеров, получающих одновременно пенсию за выслугу лет (по инвалидности) и по случаю потери кормильца, составляет 81 чел.
В этой связи можно предположить, что общее количество военных пенсионеров, которые являются родителями погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и которым будет назначена пенсия по случаю потери кормильца, составит не более 2 000 чел.
Средний размер пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", составляет 3192, 21 руб.
Таким образом, реализация законопроекта в случае его принятия в качестве федерального закона потребует ежегодное выделение средств из федерального бюджета в размере:
2 000 чел. х 3192,21 руб. х 12 мес. = 76 613 040 руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на одновременное получение двух пенсий"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.