Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является повышение уровня безопасности дорожного движения, а также предоставление гражданам новых возможностей по осуществлению оплаты административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения. Предлагаемые изменения не только упростят процесс оплаты штрафов гражданами, но и обеспечат повышение уровня собираемости штрафов (в настоящее время по данным МВД РФ собираемость составляет примерно 50% от общей суммы наложенных штрафов за указанные правонарушения). Заявленная цель законопроекта достигается посредством создания такой системы общественных отношений, при которой лицо, своевременно не уплатившее административный штраф будет лишено возможности оформить полис обязательного страхования впредь до исполнения своей бюджетной обязанности. Для эффективной реализации предмета законопроекта им предусмотрен целый ряд законодательных новелл, призванных оформить вновь создаваемые общественные отношения.
Прежде всего, проект закона устанавливает нормы, регулирующие правовой статус и формы работы информационной системы обязательного страхования. Эта вновь создаваемая информационная система призвана обеспечить своевременное предоставление информации страховщикам и их представителям о наличии задолженности перед соответствующим бюджетом у лица, привлеченного к административной ответственности. Своевременное предоставление такой информации позволит не допустить лицо, не исполнившее своей публичной обязанности, к участию в системе обязательного страхования автогражданской ответственности. В рамках работы всей системы обязательного страхования эта задача является локальной, и поэтому данная информационная система является автономной по отношения к автоматизированной информационной системе, создание которой предусмотрено статьей 30 действующей редакции Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Этим фактом определяется ее правовой статус, а также режим информации, в ней обрабатываемой. Информационная система создается без привлечения бюджетных средств, а информация, которая в ней хранится и обрабатывается, не относится к категории федеральных информационных ресурсов. Правила работы этой системы в соответствии с проектом закона принимаются лицом, в обязанности которого входит ее эксплуатация - Российским Союзом Автостраховщиков.
Также нормами проекта предусматриваются правила обмена информацией между участниками информационного взаимодействия. В частности, ими устанавливается, что банки обязаны предоставлять информацию органам внутренних дел об уплате всеми лицами штрафов за нарушения правил дорожного движения. Указанную информацию органы внутренних дел предоставляют профессиональному объединению страховщиков, которое ее обрабатывает и хранит. В свою очередь, по запросам страховщиков и их представителей эта информация может быть им предоставлена в тот момент, когда к ним обращается лицо за оформлением полиса обязательного страхования. В случае, если обратившееся к страховщику лицо имеет задолженность перед бюджетом, то оно получает отказ в их оформлении, а информацию об этом факте страховщик направляет своему профессиональному объединению.
Кредитные организации, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков с целью банковского обслуживания мероприятий, предусмотренных проектом закона, которые направлены на оплату административных штрафов, также принимают участие в информационном обмене. Они обязаны предоставлять информацию о наличии у лица задолженности перед банком по кредиту, выданному на оплату административного штрафа. Соответственно, проектом предусмотрено, что вся информация, которой обмениваются участники информационного взаимодействия, защищается институтом банковской тайны. Это положение требует внесения изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Для повышения уровня собираемости административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств, проектом федерального закона вводится новый институт - карта обязательного страхования. Это особого рода технологическое устройство, которое в рамках информационной системы выполняет сразу несколько функций.
1. Идентификацию личности водителя транспортного средства с помощью средств электронно-вычислительной техники, установленных в автомашинах сотрудников ГИБДД, а также на рабочих местах страховщиков (их представителей).
2. На нее записывается информация о содержании полиса (полисов) обязательного страхования и считывается с нее с помощью средств электронно-вычислительной техники.
3. Она служит информационной базой для заполнения протокола об административном правонарушении с помощью средств электронно-вычислительной техники, что позволит избежать технических ошибок при заполнении указанных документов, имеющих место в настоящее время, которые препятствуют исполнению лицами обязанностей перед бюджетом.
4. Является традиционной банковской картой для оплаты административных штрафов.
Проект закона устанавливает, что водитель транспортного средства наряду с полисом обязательного страхования обязан иметь при себе карту обязательного страхования. Отсутствие карты обязательного страхования у водителя влечет за собой административную ответственность аналогичную той, которая установлена за отсутствие у водителя полиса обязательного страхования.
Нормы проекта определяют особенности различных случаев получения карты обязательного страхования, включая те из них, когда лицо, указывается в чужом полисе обязательного страхования, и когда лицо вообще не оформляет полис обязательного страхования. Кроме того, в нем определяются случаи, когда стоимость карты включается в тариф обязательного страхования, и когда она выдается за дополнительную плату.
Установлен ряд норм, который определяет последствия отказа лицу со стороны страховщика в получении полиса и карты обязательного страхования. Эти положения проекта гарантируют гражданские права лиц, в случае необходимости оспаривания им действий должностных лиц, а также сотрудников банков и страховых компаний. Этим же целям служат нормы, регулирующие момент исполнения лицом своих обязанностей перед бюджетом и аккредитованными банками.
Особенности юридических конструкций, применяемых при регулировании отношений в рамках проекта настоящего федерального закона, определяют собой и специфические нормы в отношении открытия банковского счета для лиц, оформляющих полис обязательного страхования и получающих карту обязательного страхования. Прежде всего, проектом устанавливается правило, в соответствии с которым открытие банковского счета является обязательным при получении полиса или карты обязательного страхования. Одновременно вносится проект закона, который дополняет соответствующей нормой статью 846 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей необходимость для граждан обязательного открытия банковского счета, в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом.
Далее водятся нормы, в соответствии с которыми страховщик наделяется полномочиями на основании закона представлять интересы аккредитованного банка в отношениях по открытию банковского счета и проведению процедур идентификации, как это предусмотрено законодательством о противодействии легализации преступных доходов. В определенных случаях такими же правами наделяется и страхователь по отношению к лицам, которых он указывает в полисе обязательного страхования. В результате таких законодательных мер, получение полиса обязательного страхования и открытие банковского счета для страхователя и иных лиц, предусмотренных проектом закона, становится одновременным и более простым. Формализация указанной процедуры требует также внесения изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которые включены в законопроект. При этом часть обязанностей банков, вытекающих их законодательства о банковской деятельности и о противодействии легализации преступных доходов, переходит на страховщиков, которые в данных отношениях становятся ответственными перед законом лицами за исполнение требований именно этих видов законодательства.
Проектом закона устанавливается требование аккредитации банков профессиональным объединением страховщиков, которое осуществляется с целью финансового обслуживания мероприятий, предусмотренных проектом федерального закона. Им определяется набор обязательных требований, которые должны содержать правила аккредитации, что позволит отобрать в качестве обслуживающих банков те из них, которые предлагают на рынке наиболее льготные условия для своих клиентов.
Построение такого рода системы отношений требует расширения публичных полномочий профессионального объединения страховщиков, что также нашло отражение в тексте проекта закона.
Основная правовая проблема, которая подлежала регулированию в рамках настоящего проекта, состояла в том, что данный текст должен был совместить в одной правовой форме институты различных отраслей законодательства: банковского (преимущественно частного), о страховом деле (частного, но с элементом публичности) и об административных правонарушениях (исключительно публичного). Разрешить эту задачу непротиворечивым образом возможно в рамках законодательства о безопасности.
Безопасность в сфере дорожного движения является частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем, снижения тяжести их последствий. Кроме того, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в ст. 16 вводит систему обязательного страхования в качестве одной из форм обеспечения безопасности дорожного движения. Из этого следует, что борьба за предупреждение правонарушений и обязательное страхование гражданской ответственности, являются двумя частями одного явления - государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения.
С точки зрения законодательства об административных правонарушениях, одним из главных государственных методов предупреждения правонарушений является институт административных штрафов, применяемых в соответствии с КоАП РФ (ст. 3.1.). Из этого в частности следует, что система штрафов, предусмотренная Главой 12 КоАП РФ за правонарушения в сфере дорожного движения, является частью системы предупреждения дорожно-транспортных правонарушений. Таким образом, неуплата административного штрафа обязанным лицом должна толковаться как недостижение цели предупреждения правонарушения, а, следовательно, создание угрозы безопасности в сфере дорожного движения. Поскольку система обязательного страхования является частью системы обеспечения безопасности дорожного движения, то с правовой точки зрения представляется обоснованным поставить исполнение одной публичной обязанности - обязательного страхования, в зависимость от исполнения другой публичной обязанности - уплаты административных штрафов.
Право гражданина на эксплуатацию транспортного средства не является безусловным, и в соответствии с законодательством его реализация связана с исполнением целого ряда условий: удовлетворительное состояние здоровья, наличие водительского удостоверения, техническая готовностью транспортного средства, госрегистрация транспортного средства, наличие полиса обязательного страхования. В данном случае, введение требования по оплате наложенных штрафов и погашению выданных на эти цели кредитов, при получении полиса и карты обязательного страхования, рассматривается как мера по обеспечению безопасности дорожного движения, опирающаяся на Конституцию РФ (ч. 3 ст. 15), Закон РФ "О безопасности" (ст. 7), Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
Принятие законопроекта позволит повысить собираемость штрафов за правонарушения в сфере дорожного движения, повысить информационную насыщенность отношений по обязательному страхованию и внедрить прогрессивные информационные технологии в деятельность органов внутренних дел.
Реализация проекта будет осуществляться в первую очередь Российским Союзом Автостраховщиков, который будет привлекать для этого инвестиционные и кредитные средства. Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.