Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 336513-5 "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Основная идея проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) состоит в ликвидации пробела в законодательстве Российской Федерации и приведении в соответствие норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) с нормами валютного законодательства Российской Федерации.
Целью Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Для обеспечения выполнения резидентами и нерезидентами требований Федерального закона и принятых в соответствии с этим Федеральным законом актов органов валютного регулирования, статьей 15.25 КоАП установлены основания привлечения к административной ответственности резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В рамках предоставленных Федеральным законом полномочий Правительством Российской Федерации приняты Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819, которыми установлен порядок и сроки представления резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. При этом несоблюдение установленного порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не признается административным правонарушением согласно действующей редакции статьи 15.25 КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, а Центральный банк Российской Федерации - порядок представления таких документов и информации уполномоченным банкам. При этом в соответствии частью 1 статьи 23 Федерального закона обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.
В рамках предоставленных Федеральным законом полномочий Правительством Российской Федерации приняты Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98, которыми установлен порядок и сроки представления резидентами нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.
В рамках предоставленных Федеральным законом полномочий Центральным банком Российской Федерации приняты Инструкция Банка России от 15 июня 2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положение Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", которыми установлены порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций.
При этом несоблюдение установленного Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации порядка и (или) сроков представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не признается административным правонарушением согласно действующей редакции статьи 15.25 КоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны обеспечить сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Несоблюдение срока хранения подтверждающих документов и информации в соответствии с требованиями части 2 статьи 24 Федерального закона не признается административным правонарушением согласно действующей редакции статьи 15.25 КоАП.
В ряде случаев лица, допустившие вышеуказанные правонарушения, обращались в арбитражные суды о признании незаконными и отмене постановлений Росфиннадзора о привлечении их к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП в отношении нарушения порядка оформления и представления подтверждающих документов, а также в отношении нарушения сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Согласно статистическим данным Росфиннадзора за 2008 год по составам нарушений, за которые установлена административная ответственность в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП, выявлено следующее количество случаев правонарушений:
несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям - более 100 тыс. случаев; нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок - более 2 тыс. случаев.
Кроме того, согласно данным Росфиннадзора, в 2008 году были также выявлены нарушения Федерального закона, составы которых не предусмотрены действующей редакцией части 6 статьи 15.25 КоАП и по которым не имеется возможность бесспорного применения мер административной ответственности, а именно:
несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации - более 5 тыс. случаев;
несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций - более 80 тыс. случаев;
нарушение установленных сроков хранения подтверждающих
документов и информации при осуществлении валютных операций, паспортов сделок - более 1 тыс. случаев.
Учитывая, что в настоящее время меры административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в части несоблюдения установленного порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, и за нарушения установленных сроков хранения подтверждающих документов и информации не установлены, а также то, что статьи 7 и 8 Федерального закона, которыми были предусмотрены возможность и случаи установления Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации требования о резервировании и об использовании специального счета, в соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 26 Федерального закона действовали до 1 июля 2006 г. и до 1 января 2007 г. (соответственно), законопроектом предлагается уточнить часть 6 статьи 15.25 КоАП, распространив предусмотренную указанной статьей КоАП административную ответственность на указанные виды нарушений, и исключив ответственность за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования.
Поскольку законопроектом установленная административная ответственность дополняется иными видами правонарушений, по которым ранее ее применение было не предусмотрено, то статьей 2 законопроекта предусмотрено вступление в силу Федерального закона по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях " устранит имеющиеся пробелы в нормативном регулировании применения административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что, в свою очередь, позволит государству осуществлять полноценный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, в том числе за осуществлением репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся им в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов). В этой связи принятие указанного Федерального закона позволит повысить эффективность реализации единой государственной валютной политики в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и реализация этого закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи С вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.