Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 470294-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (внесен И.Н. Харченко, А.В. Чуевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 470294-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" направлен на установление пенсии за выслугу лет работникам государственных и муниципальных учреждений образования, медицины и культуры. В связи с этим предлагается внести изменения в статьи 2, 4, 5, 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и дополнить указанный Федеральный закон новыми статьями 7.1, 14.1 и 21.1.
В Пояснительной записке к законопроекту указано, что законопроект закрепляет право работников государственных и муниципальных учреждений образования, медицины и культуры на государственную пенсию за выслугу лет при наличии соответствующего стажа в дополнение к трудовой пенсии. Данная мера позволит усилить их социальную защиту, обеспечить достойную жизнь после выхода на пенсию, а также в целом сделать работу в указанных учреждениях более привлекательной и престижной.
Приведенная аргументация не соответствует выводам Конституционного Суда Российской Федерации, которые отражены в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном Постановлении Конституционный Суд указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В этой связи вышеуказанные положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были признаны не соответствующими статьям 19, 39, 55 Конституции РФ.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Законопроектом не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" осуществляется пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления и определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Необходимо вместе с тем отметить, что специфика государственной гражданской службы (режим работы, нормы рабочего времени), а также ограничения, связанные с ней, обусловливают особенности пенсионного обеспечения государственных служащих, применять которые в отношении иных категорий работников представляется необоснованным.
Особенности пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, творческую деятельность на сцене установлены статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой при наличии соответствующего стажа работы им предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости:
- лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
- лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
- лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Следует также учитывать, что Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены существенные изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые предусматривают другую редакцию затрагиваемых законопроектом статей и вступили в силу с 1 января 2010 г.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному к законопроекту, реализация его положений потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета, однако предполагаемый объем дополнительных расходов не приводится.
По законопроекту поступили отзывы 23 законодательных и 44 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из них: поддерживают законопроект 14 законодательных и 7 исполнительных органов; против законопроекта высказались 4 законодательных и 36 исполнительных органов. Остальные органы государственной власти субъектов Российской Федерации из числа представивших отзывы сообщили, что не имеют предложений по законопроекту.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Ряд комитетов Совета Федерации (Комитет по социальной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по делам Севера и малочисленных народов) в своих отзывах сообщили, что не поддерживают концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд замечаний концептуального характера.
Комитет по труду и социальной политике, учитывая поступившие заключения и отзывы по законопроекту, рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 470294-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Председатель Комитета по труду |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.