Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 361956-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемое изменение Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" направлено на упрощение приватизационных процедур в отношении не внесенного в уставный капитал ОАО "РЖД" федерального имущества, технологически связанного с имуществом, переданным в уставный капитал ОАО "РЖД", и которое в силу такой связи, может использоваться для нужд данного стратегического акционерного общества.
В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Программой структурной реформы железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384, в уставный капитал ОАО "РЖД" должно быть передано, по общему правилу, все имущество организаций федерального железнодорожного транспорта независимо от его назначения с исключениями, предусмотренными указанными актами.
Вместе с тем значительная доля объектов недвижимости федерального железнодорожного транспорта не была внесена в уставный капитал ОАО "РЖД". В этой связи основополагающие положения Программы структурной реформы железнодорожного транспорта и указанного федерального закона до конца не были выполнены.
В соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации.
Таким образом, имущество ликвидированных организаций железнодорожного транспорта в настоящее время составляет государственную казну Российской Федерации.
С 2006 года совместно с федеральными ведомствами проведена подготовительная работа по решению вопроса о способе распоряжения указанным имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации. Учитывая, что использование данного имущества, прежде всего, непосредственно связано с производственно-технологическим процессом деятельности железных дорог, наиболее оптимальным способом определено его внесение в уставный капитал ОАО "РЖД".
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесение акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться в том числе путем внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Однако данная норма Федерального закона N 178-ФЗ не позволяет внести в уставный капитал стратегического акционерного общества (в частности, ОАО "РЖД") имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и необходимое в осуществлении производственной деятельности такого общества, поскольку до настоящего времени такие критерии не приняты и в ближайшей перспективе приняты не будут.
В свою очередь принятие таких критериев представляется излишним, поскольку состав имущества организаций железнодорожного транспорта определен в Федеральном законе N 29-ФЗ. Указанным законом предусмотрены ограничения в обороте такого имущества, что является гарантией его надлежащего использования.
Таким образом, принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" будет способствовать:
- совершенствованию нормативной правовой базы, устанавливающей в отношении федерального имущества, подлежащего внесению в уставный капитал стратегического акционерного общества (ОАО "РЖД"), упрощенные процедуры приватизации такого имущества;
- внесению в уставный капитал стратегического акционерного общества (ОАО "РЖД") имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и являющегося в настоящее время частью технологически единого производственного комплекса такого общества;
- устранению противоречия между Федеральным законом N 29-ФЗ, который не требует установления дополнительных критериев для приватизации имущества федеральных предприятий МПС России, и Федеральным законом N 178-ФЗ, в соответствии с которым необходимо установление критериев.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" направлено на:
- исключение расходов государства на содержание специфических объектов железнодорожного транспорта, не обеспечивающих осуществление публичных полномочий;
- вовлечение в гражданский оборот федерального имущества, являющегося одновременно частью единого технологического комплекса стратегического акционерного общества (ОАО "РЖД"), а также которое может быть применено в ходе осуществления железнодорожных перевозок и иных основных видов деятельности ОАО "РЖД";
- поступление в федеральную собственность акций в результате приватизации стратегическим акционерным обществом (ОАО "РЖД") имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности данного общества.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.