Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 354002-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" обусловлена необходимостью снятия противоречий в действующем законодательстве.
Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р был подготовлен приказ Минрегиона России от 28.12.2009 г. N 611 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Приказ), который был возвращен Минюстом России без государственной регистрации из-за превышения Минрегионом России переданных ему полномочий.
Полномочия по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ) (далее - Правила) с 1 января 2009 г. переданы Правительством Российской Федерации Минрегиону России в соответствии с п. 14 ст. 110 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации".
Согласно заключению Минюста России в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации у Минрегиона России отсутствует компетенция на утверждение порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг и ряда других разделов, входящих в Правила.
Так же разделами рассматриваемых Правил являются Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ) и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ). Выделение данных документов в отдельные нормативные правовые акты нецелесообразно, так как нарушает комплексность законодательного регулирования и усложняет восприятие и применение, как потребителями, так и исполнителями услуг. К тому же, согласно п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Под иными правовыми актами, в соответствии с п. 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Таким образом, при исключении из текста Правил указанных Минюстом России разделов выполнение поручений Правительства Российской Федерации на уровне Минрегиона России не представляется возможным.
При этом внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, утвердившее действующую редакцию Правил, также не представляется возможным, из-за передачи полномочий Правительства Российской Федерации.
Кроме того, с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо внести изменения в ряд действующих в отрасли постановлений Правительства Российской Федерации.
Так, согласно пункту 44 указанного ранее Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации Минрегиону России до 1 мая 2010 г. поручено внести изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в части требований по проведению мероприятий по повышению энергоэффективности общего домового имущества. Однако из-за передачи полномочий Минрегиону России при подготовке изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ) и Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ), а так же в Типовой договор социального найма жилого помещения (ч. 2 ст. 63 ЖК РФ), в Типовой договор найма специализированных жилых помещений (ч. 8 ст. 100 ЖК РФ), в Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ) возникнут аналогичные проблемы коллизии законодательства.
Таким образом, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и вернуть полномочия по утверждению указанных документов на уровень Правительства Российской Федерации в целях исключения сложившихся противоречий в действующем законодательстве.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, действующим жилищным законодательством не предусмотрена возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Вместе с тем данная мера является наиболее действенной в случае задержки или неполной оплаты потребителями полученных услуг. К тому же, соответствующий раздел в настоящее время включен в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307. Учитывая изложенное, в предлагаемом законопроекте Правила предоставления коммунальных услуг гражданам переименованы в "Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах".
Законопроектом предлагается возложить на Правительство Российской Федерации утверждение правил, обязательных при заключении управляющими организациями или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Данное положение обусловлено тем, что регулирование взаимоотношений указанных организаций не является предметом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В месте с тем, такие взаимоотношения должны основываться на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, так как исполнители коммунальных услуг заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями, в целях предоставления коммунальных услуг потребителю. В настоящее время, на финансовую устойчивость управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов существенно влияют требования ресурсоснабжающих организаций оплачивать часть коммунальных ресурсов до начала периода оплаты собственниками и нанимателями жилых помещений, требования теплоснабжающих организаций об оплате потребленной тепловой энергии не равномерно в течение года, а в отопительный период и другие требования, не предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил, обязательных при заключении управляющими организациями или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями позволит не допустить противоречия в обязательствах исполнителей коммунальных услуг перед потребителями и условий договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого исполнителем с ресурсоснабжающими организациями.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Вместе с тем, принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил, обязательных при заключении управляющими организациями или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.