Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 5 мая 2010 г.
на проект федерального закона N 368916-5 "О ратификации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам"
Досье на проект федерального закона
11 декабря 2009 года в городе С.-Петербурге Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан было подписано Соглашение таможенного союза по санитарным мерам (далее - Соглашение).
В соответствии со статьёй 12 Соглашения решение о порядке его вступления в силу, присоединения к нему и выхода из него принимается на основании Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.
Депозитарием Соглашения является Комиссия таможенного союза (далее - Комиссия).
Необходимость ратификации Соглашения следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьёй 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 4 мая 2010 г. указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы и 12-ти статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Согласно пунктам "з" и "к" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы международных отношений Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Таким образом, предмет правового регулирования Соглашения соответствует сфере федерального ведения.
Объектом Соглашения является проведение согласованной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-участников таможенного союза в целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Цель Соглашения сформулирована в его статьях. Основным мотивом заключения Соглашения являлась необходимость выполнения положений Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. в соответствии с международными медико-санитарными правилами и международными договорами, заключенными Российской Федерацией в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Соглашение способствует оформлению необходимой договорно-правовой базы применения санитарных мер в области санитарной охраны территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Исходя из представленного Правительством Российской Федерации финансово-экономического обоснования, выполнение Российской стороной положений данного Соглашения не потребует расходов из федерального бюджета. В соответствии с частью второй ст. 8 Соглашения, финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон.
Соглашение определяет порядок проведения санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) (ст. 2, 3 и 4 Соглашения), регламентирует необходимую документацию (ст. 5 и 6 Соглашения), а также информационную, научно-методическую и техническую поддержку (ст. 7 Соглашения), вопросы, касающиеся совместных проверок (инспекций) на территориях государств Сторон (ст. 8 Соглашения).
Соглашение устанавливает правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 4, 5, 6 Соглашения), что потребует внесения изменений в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в п. 4 ст. 15 в части изъятия требования о наличии санитарно-эпидемиологических заключений на пищевую продукцию и введения требования о государственной регистрации производства пищевых продуктов в связи с введением декларации на продукцию, а также в первый абзац п. 2 ст. 16 в части изъятия требования о наличии санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, ввозимую на территорию России. Кроме того Соглашение вводит понятие санитарно-эпидемиологического контроля (статья 1 Соглашения), отсутствующее в российском законодательстве.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным конституционным законам, правилам юридической техники. Соглашение не содержит внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение таможенного союза по санитарным мерам.
Председатель Комитета |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.