Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 375125-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" разработан в целях исполнения пункта 1.1 раздела III приложения N 2 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801 "О Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации" и наделения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общин правом безвозмездного пользования земельными участками, расположенными на территориях традиционного природопользования этих народов.
В настоящее время вопрос об условиях предоставления коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы) земельных участков для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования регулируется законодательными актами неоднозначно и неполно. В специальных законодательных актах установлено право коренных малочисленных народов на бесплатное пользование землей в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статьей 11 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и общинам коренных малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что коренные малочисленные народы и объединения коренных малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, а также общины таких народов освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Вопрос, связанный с условиями предоставления земли коренным малочисленным народам, Земельным кодексом Российской Федерации непосредственно не регулируется. Только статьей 82 предусмотрено, что условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Однако согласно статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в аренду. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Земельные участки, занятые оленьими пастбищами и отгонными пастбищами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды.
Оптимальным вариантом устранения вышеуказанных противоречий может стать внесение изменений в земельное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за коренными малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания этих народов.
Данный проект федерального закона устраняет указанные противоречия и пробелы действующего законодательства и направлен на обеспечение учета интересов коренных малочисленных народов в области землепользования при осуществлении этими народами традиционного хозяйствования и занятии традиционными промыслами.
Законопроектом вносится изменение в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части предоставления в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов земельных участков из земель различных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общинам коренных малочисленных народов в безвозмездное срочное пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, вносится изменение в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и их общинам, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование на срок до 49 лет с правом пролонгации на новый срок по заявлению указанных граждан или их общин. Внесение указанного изменения закрепит за коренными малочисленными народами право на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания этих народов.
Соответствующее изменение вносится статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которое предусматривает, что земельные участки, ранее предоставленные общинам коренных малочисленных народов на праве постоянного пользования или постоянного (бессрочного) пользования, признаются предоставленными на праве безвозмездного срочного пользования до 1 января 2015 года.
Законопроектом также вносится изменение в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях согласования ее со статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации и устранения противоречий с другими законодательными актами Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.