Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 383408-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В действующем законодательстве отсутствует норма, прямо предусматривающая ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготовленных на его основе.
Продажа несовершеннолетнему алкоголя расценивается законодательством как нарушение правил розничной продажи данной продукции и отнесено к правонарушениям в области предпринимательской деятельности.
Ответственность за нарушение правил и ограничений розничной продажи алкогольной продукции и пива предусмотрена частями 3 и 4 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ). Согласно этим статьям к ответственности могут быть привлечены должностные и юридические лица.
Как показывает практика, действующее законодательство неэффективно в пресечении такого вида административного правонарушения, как продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. К недостаткам можно отнести следующие моменты: во-первых, фактически правонарушение совершается лицом (продавцом), не являющемся ни должностным, ни тем более юридическим и следовательно оно не может быть привлечено к административной ответственности по данным статьям. Во-вторых, для привлечения к ответственности юридического лица необходимо установить его вину, т.е. согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ доказать факт, что юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения установленных правил и норм. В данном случае, юридическое лицо для подтверждения своей невиновности должно доказать, что оно проинформировало своих сотрудников о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и обязала их соблюдать установленные правила, а также разместила информацию о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним в доступном для общего ознакомления месте.
В итоге факт продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему в большинстве случаев остается безнаказанным. Небольшой размер штрафов предусмотренных действующем законодательством за совершение данного правонарушения, от 3 000 до 4 000 рублей на должностных лиц и от 30 000 до 40 000 рублей на юридических лиц, также отрицательно сказывается на эффективности закона.
Вместе с тем, масштаб потребления несовершеннолетними алкоголя, пива и иной алкогольной продукции приобретает пугающий характер. За последние несколько лет отмечается рост преступлений совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Снижается возраст формирования алкогольной зависимости.
В виду опасности данного явления для здоровья общества, общественной нравственности и безопасности общества данным законопроектом предлагается внести следующие изменения.
Выделить в самостоятельный вид административного правонарушения розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе несовершеннолетнему. Предусмотреть, что к административной ответственности привлекаются только юридические лица. Увеличить размер штрафа налагаемого на юридическое лицо с 30000-40000 рублей до 80000 -10000 рублей. Одновременно с этим, ввести уголовную ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе несовершеннолетнему. Предусмотреть, более высокую степень наказания в случае совершения данного преступления неоднократно, а также в случае если продажа алкогольной продукции повлекла по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.
При такой формулировке мы разделяем ответственность продавца и юридического лица. С одной стороны, это обеспечит при установлении вины, привлечение к ответственности одновременно и продавца и юридического лица. С другой стороны, угроза уголовной ответственности в отношении гражданского лица (продавца) уже никак не может быть нивелирована юридическим лицом.
Это позволит повысить превентивную эффективность законодательства в отношении розничной продажи алкоголя несовершеннолетним.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации "
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации "
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.