Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390101-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" разработан на основании положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24, Концепции развития системы государственного материального резерва Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2003 г. N 1919-рс, и концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве", утвержденной Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол N 33 от 6 декабря 2004 г.), и направлен на совершенствование правового регулирования в сфере государственного материального резерва.
Целью законопроекта является приведение норм, регулирующих отношения, возникающие при формировании, размещении, хранении и использовании государственного материального резерва в соответствие с изменившимися экономическими условиями, устранение неэффективных положений, пробелов, неточностей, а также противоречий между нормами Федерального закона "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон), выявленных в результате анализа практики его применения.
С целью уточнения правового статуса материальных ценностей государственного резерва понятие государственного резерва (статья 1) дополнено нормой, устанавливающей, что государственный резерв составляет имущество казны Российской Федерации. Введение данной нормы в действующую редакцию Федерального закона важно для проведения операций с материальными ценностями, учета и отчетности.
В законопроекте уточнены используемые и сформулированы новые понятия, термины и определения в целях их систематизации, приведения в соответствие с их практическим применением и исключения их неоднозначного толкования.
Понятийный аппарат дополнен понятиями "мобилизационный резерв" и "материальные ценности государственного резерва", которые используются в действующей редакции Федерального закона. Исключение их неоднозначного толкования имеет принципиальное значение. Вводится также новое понятие "ответственный хранитель". Законопроект уточняет понятия "выпуск материальных ценностей из государственного резерва", "ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва".
Одной из целей разработки законопроекта является совершенствование управления государственным материальным резервом.
Все существующие полномочия Правительства Российской Федерации по управлению государственным резервом сохранены в полном объеме (пункты 2, 6 статьи 4, статья 5, статья 6, пункты 1, 5 статьи 11, пункты 2, 3, 9 статьи 13).
Вместе с тем, законопроект расширяет полномочия Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 4, пункты 8, 10, 11, 12, 15, 16 статьи 13, статья 14).
В целях повышения эффективности работы системы государственного резерва по формированию, размещению и хранению запасов материальных ценностей, законопроект конкретизирует полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом (Росрезерв) и его территориальных органов.
Росрезерв наделяется полномочиями собственника в отношении материальных ценностей государственного резерва (абзац второй пункта 3 статьи 4), что дает ему правовые основания для решения вопросов управления государственным материальным резервом.
В целях обеспечения количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва Росрезерву предоставляется право осуществлять перемещение материальных ценностей государственного резерва на хранение от одних ответственных хранителей другим ответственным хранителям и в организации системы государственного резерва. Перемещение материальных ценностей мобилизационного резерва предлагается производить по согласованию с органом исполнительной власти - разработчиком мобилизационного задания (статья 12).
Руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в целях обеспечения поставок в государственный резерв материальных ценностей предназначенных для хранения, предлагается наделить Росрезерв правом устанавливать дополнительные требования к качеству материальных ценностей, тары, упаковки в соответствии с их назначением и сроками хранения (статья 12). Учитывая масштабность поставок материальных ценностей в государственный резерв, предлагается предоставить Росрезерву право передавать полномочия государственного заказчика его территориальным органам (статья 9).
Существенной новеллой законопроекта является расширение перечня операций с материальными ценностями государственного резерва в рамках проведения их освежения, замены и разбронирования. В целях экономии бюджетных средств Росрезерву предоставляется право на проведение работ по восстановлению материальных ценностей государственного резерва, тары и упаковки, направленных на поддержание потребительских свойств, качества и продления сроков хранения материальных ценностей. Законопроектом также предусматривается возможность проведения освежения материальных ценностей в форме их переработки в продукцию, входящую в номенклатуру государственного резерва, с последующей ее закладкой на хранение, что позволит более оперативно решать проблемы освежения запасов, в том числе и в случае неблагоприятной ситуации на внутреннем рынке (пункт 2 статьи 13)
Предлагается установить, что при проведении операций по освежению, замене и разбронированию материальные ценности государственного резерва, не имеющие обращения на рынке и материальные ценности, реализация которых в существующем виде невозможна, подлежат уничтожению или утилизации (пункт 14 статьи 13).
В целях обеспечения проведения операций по освежению и замене материальных ценностей государственного резерва, хранящихся у ответственных хранителей, предлагается устранить имеющееся в действующем Федеральном законе противоречие, между обязанностью зачисления в доход федерального бюджета денежных средств, уплачиваемых получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с освежением и заменой, и обязанием ответственных хранителей обеспечивать указанные операции своими силами и средствами (пункт 4 статьи 11, пункт 2 статьи 13), исключив из доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, средства, получаемые ответственными хранителями при проведении операций по освежению и замене материальных ценностей государственного резерва (абзац второй статьи 8).
В законопроекте предлагается установить, что расходы, связанные с выпуском и обслуживанием материальных ценностей (оценка, сертификация, перемещение материальных ценностей, организация проведения торгов) являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Законопроект расширяет основания выпуска материальных ценностей из государственного резерва (статья 13), приводя их в соответствие с назначением государственного резерва.
В законопроекте уточнен порядок выпуска материальных ценностей государственного резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в связи с оказанием гуманитарной помощи. Учитывая фактор срочности при проведении указанных операций, предлагается выпуск материальных ценностей из государственного резерва производить по поручению Правительства Российской Федерации с последующим оформлением акта Правительства Российской Федерации (пункты 10 и 11 статьи 13).
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 16 "Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва", в части размеров неустойки за просрочку поставки материальных ценностей, несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей, несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей, необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, а также за несвоевременное представление ответственными хранителями установленной отчетности.
Внесение данных изменений обусловлено результатом обобщения и анализа правоприменительной практики указанных норм.
Настоящим законопроектом предусматриваются редакционные изменения пункта 2 статьи 4, пунктов 1, 4, 7 и 9 статьи 13, пунктов 6, 7, 10 статьи 16. Изменения наименований глав II и III Федерального закона вызваны необходимостью приведения их в соответствие с содержащимися в них нормами.
Принятие предлагаемого закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
При принятии данного закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.