Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 397164-5 "Об упразднении некоторых районных судов Пермского края"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект подготовлен в целях совершенствования организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Пермского края.
Проектом предлагается упразднить некоторые малосоставные суды (суды со штатной численностью 2-3 судьи) и создать районные (городские) суды, более крупные по численному составу судей. Фактически предлагается объединить некоторые малосоставные суды либо присоединить их к более крупным судам.
С "объединением" малосоставных судов одновременно "объединяются" небольшие по территории и по численности населения судебные районы, что соответствует части 2 статьи 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", позволяющей создавать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в составе коллегий из трех судей федерального суда общей юрисдикции. На территории Пермского края 10 районных судов имеют штат судей три и менее, что делает невозможным реализацию положений вышеназванной нормы о рассмотрении дел коллегией из трех судей и создает возможность нарушения конституционных прав граждан в малосоставных судах в случае занятости судей в рассмотрении иных дел или временного отсутствия.
Выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения некоторых малосоставных районных судов Пермского края (Еловского, Кишертского, Сивинского, Уинского и Частинского районных судов) и последующего перераспределения штатной численности судей.
Так, нагрузка указанных выше судов на протяжении последних лет в своем большинстве существенно ниже среднего показателя по Пермскому краю и составляет в среднем четыре уголовных и шесть гражданских дел в месяц. Данная нагрузка и перспективы роста населения этих районов свидетельствуют о нецелесообразности введения в эти суды дополнительных единиц судей. Увеличение штатной численности судей потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет дополнительные расходы на материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов.
В то же время действующие в настоящее время Большесосновский, Верещагинский, Кунгурский, Ординский, Осинский районные (городские) суды Пермского края не создаются вновь, а только расширяется их юрисдикция. Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие (базовые) суды, юрисдикция которых будет распространяться на территории упраздняемых судов.
Вместе с тем схема размещения помещений судов, судей и работников аппарата упраздняемых судов остается неизменной, что позволит избежать ограничения прав граждан на доступ к правосудию. Например, дислокация Кунгурского городского суда (который объединит действующие в настоящее время Кунгурский городской и Кишертский районный суды Пермского края) будет следующей: председатель суда, основная часть судей и общая канцелярия будут находиться в Кунгурском районе, а в Кишертском районе будут находиться постоянные судебные составы Кунгурского городского суда Пермского края.
Предложенное проектом "объединение" некоторых малосоставных районных судов и небольших по численности населения судебных районов (и последующее на основании этого перераспределение штатной численности судей) позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки на судей.
Создание более крупных по своему составу районных судов также позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел. В суде, в котором работают 3 судьи, невозможно ввести специализацию даже по рассмотрению уголовных и гражданских дел, не говоря уже о введении более узкой специализации (например, по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, что рекомендовано Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Говоря о специализации судей, следует отметить, что ее введение является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия. При реализации предложений по укрупнению районных судов можно было бы ввести специализацию судей по рассмотрению административных дел; дел, вытекающих из трудовых и социальных правоотношений; по рассмотрению уголовных и гражданских дел в апелляционном порядке и т.д.
Настоящий проект федерального закона позволит привести судебную систему Пермского края в соответствие с действующим федеральным законодательством, более равномерно распределить нагрузку на судей, что позволит обеспечить сокращение сроков рассмотрения дел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Пермского края"
Данный проект федерального закона предполагает замену печатей, штампов, бланков, вывесок упраздняемых районных судов, а также удостоверений председателей, заместителей председателей судов, федеральных судей и работников аппарата этих судов.
На эти цели согласно расчету Управления Судебного департамента в Пермском крае потребуется 352 тыс.рублей, в том числе:
69,0 тыс.рублей - на изготовление гербовых печатей, индивидуальных печатей судей и штампов для судов;
108,0 тыс.рублей - на изготовление вывесок;
135,0 тыс.рублей - на изготовление информационных стендов и табличек;
40,0 тыс.рублей - на изготовление удостоверений и вкладышей к ним.
Эти затраты можно произвести за счет средств, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации бюджетом на текущее материально-техническое обеспечение судов Пермского края.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Пермского края"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Пермского края" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения действующих законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Принятие проекта указанного федерального закона также не потребует принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.