Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416838-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) и направлен на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.
Законопроект разрабатывается в целях создания правовой базы для реализации мер, направленных на сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска при сохранении всех установленных законодательством Российской Федерации иных видов государственного контроля в пунктах пропуска с учетом их специализации по видам перемещаемых товаров.
Законопроект предусматривает передачу таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а также полномочий по проверке документов в отношении грузов, товаров и животных (далее - товары), необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля: санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного, при прибытии товаров на территорию Российской федерации.
Действие законопроекта будет распространяться на юридических и физических лиц, должностных лиц таможенных органов, а также органов, осуществляющих санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации '"О Государственной границе Российской Федерации" пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.
Перечень иных видов контроля установлен Правительством Российской Федерации и включает в себя, помимо пограничного и таможенного контроля, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
Законопроектом предполагается передать подразделениям таможенных органов полномочия по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а в части осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля полномочия по проверке документов при прибытии товаров на территорию Российской Федерации с принятием решения о возможности пропуска транспортного средства и ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации с целью их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации или о направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления досмотра товаров должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль.
Законопроектом устанавливается, что осуществление таможенными органами проверки документов в части осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля будет производиться в специализированных пунктах пропуска. Осуществление таможенными органами полномочий по проведению транспортного контроля будет производиться во всех пунктах пропуска.
Законопроектом предусматривается, что в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами при осуществлении контроля в пункте пропуска перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации при прибытии товаров на территорию Российской Федерации, будет представлять должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля.
В целях оперативного обмена информацией, полученной таможенными органами по результатам государственного контроля, федеральными органами исполнительной власти будет осуществляться информационное взаимодействие.
Предлагаемый законопроектом порядок государственного контроля не будет применяться в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции.
Порядок осуществления в пунктах пропуска вышеперечисленных видов государственного контроля подлежит установлению актами Правительства Российской Федерации (ведомственными правовыми актами в отношении проведения государственного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами), технология их проведения - ведомственными правовыми актами, в том числе межведомственного характера.
Законопроектом вносятся изменения в следующие законодательные акты:
- Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации "О ветеринарии";
- Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон "О карантине растений";
- Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Законом предусматривается особый порядок вступления в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, что связано с необходимостью:
- внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся регулирования правоотношений по осуществлению контроля в пунктах пропуска, а также утверждения типовых схем организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- передачи штатной численности подразделений контрольных органов (должностных лиц), полномочия которых передаются таможенным органам;
- переподготовки должностных лиц таможенных органов, осуществляющих свои полномочия в пунктах пропуска;
- оборудования и переоборудования пунктов пропуска.
Принятие законопроекта позволит оптимизировать систему осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, устранить излишние административные барьеры и сократить время, необходимое для проведения различных видов государственного контроля в пунктах пропуска.
Реализация будущего закона будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц ФТС России, Ространснадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц ФТС России, Ространснадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления государственного санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
3) принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
4) издания приказа Минсельхоза России, согласованного с ФТС России, об определении видов товаров (в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности), а также случаев, когда в отношении этих товаров осуществляется фактический контроль;
5) издания приказа Минсельхоза России о порядке проведения государственного ветеринарного надзора товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
6) издания приказа Минсельхоза России о порядке проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
7) издания приказа Минздравсоцразвития России о порядке проведения государственного санитарно-карантинного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
8) внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 109 "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)";
- постановление Правительства Российской федерации от 24 декабря 2008 г. N 1007 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 г. N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития и Федерального медико-биологического агентства";
- постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 "Вопросы Федеральной таможенной службы";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 399 "О некоторых вопросах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок";
- постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706 "Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 480 "Об утверждении правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 481 "Об утверждении правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю".
Принятие указанных актов необходимо для реализации полномочий Правительства по определению порядка проведения государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.
Головным исполнителем по разработке проектов правовых актов Правительства Российской Федерации является ФТС России, соисполнители - Минтранс России, Минздравсоцразвития России и Минсельхоз России.
Акты Правительства Российской Федерации будут разработаны в срок не позднее трех месяцев со дня внесения Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.