Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 418258-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - Договор), подписанный в г. Токио 12 мая 2009 г., подготовлен с учетом современной договорной практики, законодательства Российской Федерации и международных стандартов в данной области.
Договор имеет целью регламентировать российско-японские отношения по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам и направлен на создание нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в уголовно-правовой сфере, а также на защиту прав и законных интересов граждан двух государств.
Договором предусматривается, что Стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий предоставлять взаимную правовую помощь по уголовным делам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Договора взаимная правовая помощь оказывается в связи с расследованием, уголовным преследованием и другими процессуальными действиями по уголовным делам, а пунктом 2 статьи 1 Договора определяется объем оказываемой правовой помощи. Статьей 3 предусмотрены основания для отказа в оказании правовой помощи.
Статьей 4 Договора устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи.
Договор содержит правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. В частности, согласно подпунктам 1, 3 и 4 пункта 1 статьи 3 в оказании правовой помощи может быть отказано, в случае если запрос касается политического преступления или не соответствует требованиям Договора, если имеются достаточные основания полагать, что запрос о помощи был сделан в целях уголовного преследования или наказания лица в связи с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, этническим происхождением, политическими взглядами или полом или что такому лицу может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.
В Договоре также содержатся нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Так, в пункте 4 статьи 13 закреплены гарантии безопасности лица, явившегося в компетентный орган запрашивающей Стороны. Такое лицо не подлежит задержанию или ограничению свободы на территории запрашивающей Стороны по причине любого деяния или обвинения, которое предшествовало отъезду указанного лица с территории запрашиваемой Стороны. Данное лицо также не обязано давать показания по какому бы то ни было другому уголовному делу или оказывать помощь в каком бы то ни было другом расследовании, чем дело или расследование, указанные в запросе.
В отличие от большинства других договоров Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам в Договоре имеются положения, регламентирующие сотрудничество в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступной деятельности, а также принятия в отношении их соответствующих мер (статья 16).
В связи с изложенным Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", а также на основании пункта 1 статьи 20 Договора.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Принятие федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам" не повлечет за собой расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Принятие федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.