Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 427426-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции""
Досье на проект федерального закона
Законодательная инициатива подготовлена с целью совершенствования Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон) посредством внесения изменений в статьи 16 и 20. Указанные изменения наделяют органы местного самоуправления полномочиями по определению перечня мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности на территории муниципальных образований и дополняют основания, по которым может быть аннулирована лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Законом также определено, что органами местного самоуправления определяются только прилегающие территории в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Это приводит к тому, что на практике возникает конфликт интересов, когда предприниматели, взяв в аренду или построив торговый объект, начинают процедуру получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и сталкиваются с тем, что их объект расположен на указанной прилегающей территории, на которой действуют ограничения по розничной продаже алкогольной продукции.
В целях предотвращения возникновения таких конфликтных ситуаций законопроектом предлагается предоставить право и обязать органы местного самоуправления определять (конкретизировать) на своих территориях перечень объектов с указанием их местонахождения, относящихся к источникам повышенной опасности и местам массового скопления граждан. Это позволит органам местного самоуправления планировать размещение новых объектов торговли на территориях муниципальных образований с учетом ограничений, а субъектам предпринимательской деятельности с учетом утвержденного перечня планировать организацию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15% готовой продукции. Внесение предлагаемых изменений также будет способствовать осуществлению общественного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
Возрастной ценз на право покупки алкогольной продукции, установленный пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", является ключевым инструментом для ограничения доступа подростков и молодежи к потреблению алкоголя. Однако в реальной жизни эффективность данной нормы незначительна, поскольку реализация алкогольной продукции несовершеннолетним квалифицируется как нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция за такое административное правонарушение - административный штраф. Указанная мера ответственности не является адекватной за совершение подобных правонарушений, так как не достигает цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений и, как следствие, способствует употреблению несовершеннолетними алкогольной продукции. Доступность алкогольной продукции косвенно влияет на рост алкоголизации среди несовершеннолетних, угрожает их здоровью. Поэтому законопроектом предлагается дополнить меры административного воздействия за такие правонарушения мерами воздействия специального характера, к которым относится аннулирование лицензий в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В целях усиления ответственности за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним проектом Федерального закона "О внесении изменения в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагается установить дополнительное основание аннулирования лицензии в судебном порядке за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.