Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 427429-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект направлен на создание дополнительных условий для повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечение потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличение доступности и качества таких услуг путем установления административной ответственности за нарушения требований законодательства о порядке и стандартах их предоставления.
Следует отметить, что повышение качества и доступности государственных услуг было и остается одним из приоритетных целей и задач проводимой в Российской Федерации административной реформы.
Еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год, отмечалось, что чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса, в связи с чем, в числе основных задач названо строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.
Актуальность вышеизложенной критики и необходимость повышения качества предоставления государственных услуг остается чрезвычайно высокой, что находит свое подтверждение в последних Посланиях Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ, в том числе Бюджетном послании, а также различных его выступлениях.
В частности в настоящее время количество видов услуг, оказываемых государственными и муниципальными структурами превышает 1500. Между тем, до настоящего момента не принято большое количество административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, а в случаях, когда они и приняты, зачастую не исполняются или грубо нарушаются.
В первую очередь это касается несоблюдения сроков или необоснованных отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Не менее важной является проблема предоставления таких услуг в нарушение установленных процедур и стандартов, имея в виду, например, требование от граждан предоставления документов или взимание платы, не предусмотренные соответствующими административными регламентами либо предоставление услуг в несоответствующих элементарным требованиям к местам приема заявителей помещениях.
При этом такие нарушения встречаются повсеместно и затрагивают, прежде всего, интересы простых граждан при предоставлении им общественно значимых государственных и муниципальных услуг, непосредственно затрагивающих их конституционные права и свободы, таких как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (включая земельные участки), выдача паспортов гражданина РФ (в т.ч. удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами), регистрация транспортных средств, предоставление медицинских услуг и многие другие.
Но не менее важным для России остается наличие различных административных барьеров для бизнеса и иных организаций при предоставлении им государственных услуг связанных с экспертизой, выдачей разрешений, лицензий и т.п. в сфере образования, здравоохранения, промышленности, строительства, недропользования и др., от качества и своевременности предоставления которых непосредственно зависит экономическое развитие страны.
Вышесказанное свидетельствует о недостаточности и неэффективности предусмотренной законодательством дисциплинарной ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих за нарушение законодательства в сфере предоставления государственных услуг, а также прав граждан на оспаривание решений, действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в порядке гражданского судопроизводства.
Как отмечается экспертами в области права, неэффективность дисциплинарной ответственности государственных служащих связана в первую очередь с ее диспозитивностью, которая позволяет избирательно ее использовать для воздействия на "неугодных" и прикрытия проступков и правонарушений "своих". Кроме того, понесенная дисциплинарная ответственность должностного лица зачастую не может быть сравнима с причиненным гражданам или бизнесу ущербом, как моральным, так и материальным. При этом следует учитывать, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления возмещается за счет казны, а не их личных средств чиновника. Все это создает условия для безответственности и безнаказанности чиновников при нарушении законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг и обуславливает необходимость введения административной ответсвенности за указанные нарушения.
Следует особо подчеркнуть, что установление административной ответственности для должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления не будет являться новеллой в российском законодательстве, поскольку подобная ответственность уже предусмотрена различными статьями КоАП РФ, в том числе и недавно принятой статьей 19.6.1 (Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а также измененной статьей 5.39 (Отказ в предоставлении информации) КоАП РФ. Причем, в отношении последней необходимо отметить, что понятия "информация" и "услуга" имеют разную правовую сущность и различаются законодательством, в связи с чем, в большинстве случаев нарушения законодательства в области предоставления государственных и муниципальных услуг административная ответственность, предусмотренная статьей 5.39 КоАП РФ не будет применима.
Для решения вышеуказанных проблем и задач был подготовлен данный законопроект, устанавливающий административную ответственность для должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение законодательства в области предоставления государственных и муниципальных услуг в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Кроме того, поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает участие в предоставлении государственных и муниципальных услуг и многофункциональных центров (российской организации независимо от организационно-правовой формы), в законопроекте также предусмотрена административная ответственность и для юридических лиц - в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Одновременно предусматривается ответственность в случае повторного совершения указанных правонарушений - для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет, для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Представляется, что принятие данного законопроекта, и в частности, установление административной ответсвенности в случае повторного совершения правонарушений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в виде дисквалификации должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления позволит существенно улучшить уровень и качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг и одновременно будет являться эффективной защитой прав граждан и бизнеса, а кроме того станет эффективным звеном механизма противодействия коррупции, что в конечном итоге создаст дополнительные условия для успешной модернизации экономики, технологического и социально-экономического развития России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.