Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 февраля 2010 г. N КГ-А40/162-10-П по делу N А40-70040/08-154-485
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2010 г. N КГ-А40/162-10-П-Б по делу N А40-70040/08-154-485
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Петровой В.В., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от истца неявка, извещен
от ответчика неявка, извещен
от третьих лиц неявка, извещены
рассмотрев 4 февраля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края (заявитель) на решение от 11 сентября 2009 г. Арбитражного суда г. Москвы принятое судьей Локайчук Т.М. на постановление от 20 ноября 2009 г. N 09АП-22734/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В., Нагаевым Р.Г. по иску (заявлению) ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края о признании недействительной записи к ООО "ДорСпецЛандшафт" третьи лица: МИ ФНС России N 46 по г. Москве, ООО "Легал-Сервис", установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Лабинску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ДорСпецЛандшафт" (далее - ООО "ДорСпецЛандшафт") о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 10.01.2008 г. в отношении ООО "ДорСпецЛандшафт", внесенной самим заявителем - ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 1 сентября 2008 г. по делу N А32-17700/2008-55/248 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Легал-Сервис".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 сентября 2008 г. по делу N А32-17700/2008-55/248 удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве другого ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - МИ ФНС России N 46 по г. Москве) и принято к рассмотрению дополнительное требование - о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 18.12.2007 г. N 2077764002248 "внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 октября 2008 г. по делу N А32-17700/2008-55/248 оно передано по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на то, что ответчик при осуществлении деятельности неоднократно и грубо нарушает действующее законодательство, а именно: не представлял бухгалтерскую отчетность в налоговый орган; Общество в нарушение пунктов 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует по указанному в учредительных документах адресу, в заявлении Общества указаны недостоверные сведения об адресе места нахождения предприятия.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15 января 2009 г. производство по делу N А40-70040/08-154-485 в отношении МИ ФНС России N 46 по г. Москве было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 января 2009 г. по делу N А40-70040/08-154-485 в удовлетворении требований к ООО "ДорСпецЛандшафт" о признании недействительной регистрации изменений в учредительных документах ООО "ДорСпецЛандшафт" от 18.12.2007 г. N 2077764002248 об изменении места нахождения отказано.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2009 г. N КГ-А40/3203-09-Б определение и решение от 15 января 2009 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела определением от 28 августа 2009 г. принят отказ ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края от требований к МИ ФНС России N 46 по г. Москве, в связи с чем производство по делу в отношении МИ ФНС России N 46 по г. Москве прекращено, МИ ФНС России N 46 по г. Москве привлечена к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, а ходатайство ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края о передаче дела по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края отклонено.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 сентября 2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2009 г. N 09АП-22734/2009-АК, в удовлетворении требований ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края к ООО "ДорСпецЛандшафт" о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 10.01.2008 г. отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ООО "ДорСпецЛандшафт" не совершало оспариваемую истцом запись, поскольку не является регистрирующим органом, что при государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с изменением уставных документов в части места своего нахождения, заявителем при этой регистрации - ООО "ДорСпецЛандшафт" в регистрирующий орган были представлены все необходимые и достаточные, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", документы, в связи с чем у МИ ФНС России N 46 по г. Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края ссылается на предоставленное налоговым органам право на предъявление исков о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и взыскании доходов, полученных в этих случаях и обязанность налогоплательщиков вести учет доходов и представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; а также ссылается на то, что в случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого у регистрирующего органа имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления должны считаться незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным; что место нахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение, так как им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, и указывает на необоснованное отклонение ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края, в связи с чем просит решение от 11 сентября 2009 г. и постановление от 20 ноября 2009 г. отменить и передать дело по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства стороны и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края подала ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 этого же Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Закон не обязывает регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений и запрещает требовать представления дополнительных документов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ответственность за нарушение установленного порядка государственной регистрации несут должностные лица регистрирующего органа, а регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" регистрационные действия осуществляет МНС России, поскольку является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 01.07.2002 г., государственную регистрацию юридических лиц.
Удовлетворение требований ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края о признании недействительной регистрации изменений в сведения об ООО "ДорСпецЛандшафт", содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, от 18.12.2007 г. N 2077764002248 об изменении места нахождения Общества не приводит к прекращению деятельности этого юридического лица и могло бы повлечь за собой только передачу ООО "ДорСпецЛандшафт" под контроль налогового органа по ранее указанному в учредительных документах Общества месту его нахождения.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций при принятии оспариваемых судебных актов пришли к обоснованному выводу о том, ООО "ДорСпецЛандшафт" не является регистрирующим органом и при государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с изменением уставных документов в части места своего нахождения представило МИ ФНС России N 46 по г. Москве все предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, в связи с чем у МИ ФНС России N 46 по г. Москве не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации, поэтому правомерно отказали в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 сентября 2009 г. по делу N А40-70040/08-154-485 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2009 г. N 09АП-22734/2009-АК по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Лабинску Краснодарского края - без удовлетворения
Председательствующий судья |
С.Г. Нужнов |
Судьи |
В.В. Петрова |
|
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 этого же Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
...
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Закон не обязывает регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений и запрещает требовать представления дополнительных документов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ответственность за нарушение установленного порядка государственной регистрации несут должностные лица регистрирующего органа, а регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" регистрационные действия осуществляет МНС России, поскольку является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 01.07.2002 г., государственную регистрацию юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2010 г. N КГ-А40/162-10-П по делу N А40-70040/08-154-485
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника