Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Показатель состояния системы внутреннего контроля
Оценка показателей состояния системы внутреннего контроля кредитной организации, определяемая в Приложении 7, требует дополнительных разъяснений по следующим вопросам:
Вопрос 4. Действующие нормативные документы Банка России не содержат требований о наличии у кредитных организаций внутренних документов по всем видам операций. В частности, п. 3.8. Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П требует от кредитных организаций наличия внутренних документов по основным вопросам (приложение 2) и оставляет на усмотрение кредитной организации принятие документов по остальным вопросам. В то же время, редакция оценочного показателя по п. 4 требует безоговорочного наличия внутреннего документа на любую операцию или сделку, что не всегда оправдано. Например, кредитные организации могут руководствоваться при совершении ряда операций непосредственно нормативными документами Банка России (к примеру, при исполнении аккредитивов в валюте РФ).
Вопрос 6. На наш взгляд, редакция подпункта а) не вполне корректна. Согласно п. 4.4. Положения Банка России N 242-П функции службы внутреннего контроля (различного рода проверки) должны выполняться объективно и на независимой основе, но не могут являться сами по себе средством обеспечения независимости и объективности.
Кроме того, редакция подпункта д) не допускает исключения, предусмотренного п. 4.11 Положения Банка России N 242-П, когда руководством кредитной организации или органами управления выявленные службой внутреннего контроля риски могут быть признаны приемлемыми.
Вопрос 7. В законодательстве и внутренних нормативных документах Банка России отсутствуют требования к Наблюдательному совету о приеме во внимание отчетов службы внутреннего контроля при решении вопросов о переизбрании исполнительного органа кредитной организации. Так, например,практика корпоративного управления Сбербанка России не содержит подобных случаев. Отсутствие четких критериев регулярности контактов Наблюдательного совета со службой внутреннего контроля оставляет возможность для субъективных оценок.
Вопрос 11. Не установлены критерии оценки количества и степени системности нарушений законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В крупных кредитных организациях могут иметь место отдельные единичные нарушения, выявляемые в филиалах, которые не дают оснований для максимально негативной оценки внутреннего контроля в целом. Формально даже незначительные единичные нарушения на данном участке работы, вероятность выявления которых всегда остается, будут снижать оценку системы внутреннего контроля банка. В связи с чем, для более объективной оценки целесообразно определить дополнительные критерии (аналогично п. 13), предусматривающие выставление балльной оценки не только исходя из наличия или отсутствия нарушений по данному направлению деятельности, но и в зависимости от существенности и системности этих нарушений.
Вопрос 13. Не прослеживается, на наш взгляд, логика балльных оценок. Так, балл 2 присваивается при наличии нарушений законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В то же время, балл 3, свидетельствующий о более низкой оценке, присваивается при наличии отдельных (несистемных) нарушений. Не принимается в расчет обстоятельство, что ряд претензий (писем и предписаний Банка России по итогам проверок) не всегда обоснован, и по итогам рассмотрения этих материалов мер предупредительного воздействия к кредитным организациям не принимается. В описании балла 4 считаем некорректной формулировку "участие кредитной организации в проведении схемных операций, включая операции по обналичиванию денежных средств", которая может быть применена ко всем кредитным организациям независимо от их реакции на эти явления и оставляет возможность субъективных оценок.
Законодательство существенно ограничивает возможность кредитных организаций избежать участия в проведении схемных операций. Без принятия государством соответствующих законодательных актов кредитные организации не могут эффективно противодействовать таким негативным процессам и добиться их полного искоренения, поэтому считаем такой критерий оценки преждевременным.
Вопрос 14. Требует дополнительных разъяснений порядок оценки в случае, если кредитная организация не выполняет требования (рекомендации) территориального учреждения Банка России об устранении нарушений из-за несогласия с позицией проверяющих Банка России и оспаривает данные требования (рекомендации) в вышестоящем подразделении Банка России или в суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.