1 февраля 2007 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федеральной Федерации депутатами ГД ФС РФ Л.В. Говоровым, А.Г. Аксаковым, И.Н. Габдрахмановым и С.Ю. Осадчим внесен в порядке законодательной инициативы проект федерального закона N 390532-4 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Законопроект), предусматривающий упрощение требований к стажу профессиональной руководящей работы для кандидатов на должности руководителей небанковских депозитно-кредитных организаций. Ответственным по Законопроекту назначен возглавляемый Вами Комитет ГД ФС РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Принятие Законопроекта является чрезвычайно важным для развития микрофинансовых институтов в форме небанковских депозитно-кредитных организаций (далее - НДКО) и повышения доступности розничных финансовых услуг для населения. В особенности это актуально для малых городов и населенных пунктов в сельской местности, где собственно банки в силу удаленности и высоких издержек на создание и содержание филиалов практически не представлены.
Законопроект призван обеспечить кадровую преемственность между некоммерческими микрофинансовыми организациями (МФО) и кредитными организациями: расширяя круг клиентов и преобразуясь в НДКО или учреждая таковую, МФО сохраняют прежний профиль деятельности.
Статья 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", определяя перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения ею лицензии на осуществление банковских операций, в пункте 8 устанавливает, что кандидаты на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации обязаны подтвердить опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет.
Это требование, обоснованное и необходимое для банков, работающих с привлеченными средствами физических лиц, осуществляющих расчетные операции, операции инкассации, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, валютные операции, представляется избыточным для НДКО.
Согласно Положению ЦБ РФ от 21 сентября 2001 года N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции" (далее - Положение N 153-П) НДКО запрещается осуществлять "открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц", "привлечение денежных средств... юридических лиц во вклады до востребования", а также привлечение во вклады средств физических лиц. НДКО не ведут также расчетных операций, операций инкассации, есть ряд иных ограничений их деятельности. В связи с этим они не несут связанных с указанными видами деятельности рисков.
Преобразуясь в НДКО, МФО сохраняют прежний профиль деятельности. И тем более важно сохранить кадровое преемство микрофинансовых и небанковских депозитно-кредитных организаций.
Однако по действующему законодательству те самые руководители МФО, которые сделали возможным создание НДКО, не вправе далее ими руководить, поскольку их опыт наработан не в кредитной, а в микрофинансовой организации.
Следует учитывать, что при предлагаемом Законопроектом снижении требований к стажу руководящей работы в банках и иных кредитных организациях, остаются прежними все требования к квалификации, уровню образования, стажу работы в финансовой сфере для руководящего персонала НДКО. Снижение требования к стажу руководящей работы в банках или других кредитных организациях не означает, что любой руководитель микрофинансовой организации может автоматически стать руководителем НДКО: в любом случае решение будет принимать Банк России.
В связи с этим считаем необходимым обратить Ваше внимание на целесообразность принятия Законопроекта в целях реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина о развитии в России более разветвленной системы оказания розничных финансовых услуг.
Отклонение Законопроекта способно поставить под угрозу развитие института НДКО, поскольку лиц, имеющих необходимый стаж руководящей работы в банках и готовых при этом уйти с высокооплачиваемой работы в банках на руководящую работу в НДКО, крайне мало, в особенности в малых городах и в сельской местности.
В случае необходимости в дополнительном изучении поставленного вопроса Ассоциация российских банков выражает готовность представить необходимые документы и пояснения.
С уважением,
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 30 мая 2007 г. N А-01/1Е-280 "Об упрощении квалификационных требований к руководству НДКО"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)