Обращение Ассоциации российских банков обусловлено острой необходимостью решения вопроса об упорядочении обмена информацией между кредитными организациями и соответствующими органами государственной власти.
В статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), перечислены государственные и судебные органы, которым предоставлено право получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. В данной статье приведен неполный перечень таких органов. Кроме того, ряд федеральных законов предоставляет право на получение информации, составляющей банковскую тайну, иным органам. Также некоторые органы государственной власти в соответствии федеральными законами в рамках возложенных на них функций вправе запрашивать у банков иную информацию.
Принимая во внимание число органов государственной власти, наделенных в соответствии с федеральными законами правом получать от банков интересующую их информацию, а также количество их запросов, необходимо в целом изменить существующий порядок направления в банки и предоставления ими информации о клиентах, запрашиваемой этими органами, а также унифицировать формы таких запросов и формы справок банков, направляемых указанным органам.
Так, большие объемы запросов органов, перечисленных в статье 26 Закона N 395-1, поступающих в банки, влекут значительные дополнительные затраты рабочего времени сотрудников банков, а также существенные некомпенсируемые материальные расходы. В результате неизбежно повышается себестоимость банковских услуг.
Особенно это касается запросов налоговых органов и предоставления налоговым органам информации об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков при приостановлении по ним операций. Банки, ежедневно получая большое количество запросов налоговых органов и решений налоговых органов о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке, при оформлении справок об остатках на счетах клиентов сталкиваются со значительными трудностями, связанными с соблюдением установленного срока направления такой информации.
Так, например, в средний региональный банк, имеющий несколько филиалов, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 поступило:
- решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - 49857;
- решений налоговых органов об отмене решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - 36164;
- запросов налоговых органов - 12648;
- постановлений судебных приставов-исполнителей о наложении ареста на денежные средства должника - 781;
- постановлений судебных приставов-исполнителей о снятии ареста с денежных средств должника - 753.
Всего за 2009 год в банк поступило 100203 документа. Учитывая, что в 2009 году количество рабочих дней составляло 249, в банк каждый рабочий день в среднем поступало 402 запроса.
В головной офис другого регионального банка, относящегося к мелким банкам, только за период с 04.09.2009 по 12.10.2009 поступило 983 Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Указанный период составляет 27 рабочих дней, в каждый из которых в среднем в банк поступило по 36 Решений, не считая других запросов и актов налоговых и иных органов.
При этом действующим законодательством предусмотрена ответственность банков за непредоставление или несвоевременное предоставление органам исполнительной власти соответствующей информации.
При оформлении справок выписок и других документов, снятии копий с документов и направлении их по назначению сотрудники банка совершают определенную последовательность действий. При этом оформление документов на бумажном носителе требует от банка значительно больших трудовых и временных затрат, чем оформление таких справок в электронном виде.
Кроме того, направление в уполномоченные органы информации на бумажном носителе по почте или с нарочным создает угрозу несанкционированного доступа к информации, составляющей банковскую тайну.
Однако предоставление банками информации в электронном виде возможно только в некоторых случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с федеральными законами в ряде случаев обмен информацией между банками и органами исполнительной власти производится в электронном виде через Банк России.
Например, согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 76 НК РФ порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с ФНС России.
Во исполнение требований абзаца 3 пункта 4 статьи 76 НК РФ Банком России издано Положение от 09.10.2008 N 322-П "О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России" (далее - Положение N 322-П), предусматривающее направление налоговыми органами в банки указанных решений в электронном виде через территориальные учреждения Банка России.
Также во исполнение требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банком России издано Положение от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым банки направляют в Росфинмониторинг соответствующую информацию в электронном виде через территориальные учреждения Банка России.
Принимая во внимание изложенное, в целях оперативного обмена информацией между банками и соответствующими уполномоченными органами, сокращения затрат банков на оформление и направление этой информации, снижения себестоимости банковских услуг, а также в целях защиты информации, составляющей банковскую тайну, полагаем необходимым принять следующие меры:
1) разработать единую форму запросов для всех органов государственной власти, которым в соответствии с федеральными законами предоставлено право получать информацию от банков, а также единую форму справок банков, направляемых в эти органы государственной власти. При этом указанные формы должны быть согласованы либо с Банком России, либо утверждены Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
2) установить централизованную систему обмена информацией между банками и уполномоченными органами. С этой целью в специальных законах предусмотреть право банков направлять соответствующим органам необходимые документы и информацию в электронном виде с применением средств криптографической защиты через территориальные учреждения Банка России.
3) внести в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ изменения, предусматривающие право банков относить на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, расходы на составление и направление в уполномоченные органы необходимой информации.
Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть и поддержать указанные предложения АРБ.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кредитных организаций.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 12 апреля 2010 г. N А-02/5-253 "О необходимости упорядочения обмена информацией между банками и уполномоченными органами"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)